Матрас в лесу хуже скелета в шкафу
Спал я на шезлонге под березой и рябинами. Атмосфера была более свежей, чем в доме, а комары, их я боялся больше всего, куда-то улетучились. Шезлонг конечно не удобнее кровати с ортопедическим матрасом, но спал я все равно замечательно и безмятежно. Ближе к утру, когда уже стало почти светло, я проснулся и впал в дрему. Вдруг, затрещали ветки - кто-то стал ходить за забором, лес у нас прямо по краю участка. Но почему-то треск усиливался, будто ходил уже не человек, а как минимум, медведь. Сознание стало включаться: «Это уже не ветки. Где же я слышал такой треск? Большой костер… пожар!». На последнее слово у меня реакция моментальная – я хорошо помню горячую осень 2005-го, когда меня подожгли на даче прямо в доме, а заодно еще запалили все постройки на трех соседних участках. Тогда я пережил самый настоящий апокалипсис. Дом мне удалось спасти, а все остальное у меня и соседей сгорело.
Я моментально вскочил, рванул к забору и увидел в метрах 40-50 от него мощное пламя в лесу. Оно поднималось метра на 3-4, и в основании было метра 2-3. Сразу вспомнились еще и новости о лесных пожарах, от которых сгорали целые деревни и дачные поселки.
Вбежал в дом, схватил мобильник и как спал, в одних трусах, ринулся проводить разведку на местности. По дороге обогнал мужчину с удочками, спешившего на рыбалку, и лениво посматривающего на пожар в лесу. Целиком был охвачен пламенем большой полутораспальный матрас, и от него уже начали гореть наваленный рядом мусор и несколько рябин. Все разгоралось очень быстро, и я понял, что своими силами не справлюсь. Деревья растут плотно и плюс, кругом еще много сваленных деревьев. Шланг не дотянуть, а таскать воду ведрами от меня неудобно: огонь к забору близко, но калитка далеко. Ближе всего, не более 35-40 метров, вход на участок соседа Сергея. Стучу изо всех сил в ворота, он просыпается, но не сразу понимает что случилось. Распределяем обязанности. У него близко колодец и он тянет к шланг к воротам, его жена Вера наливает ведра, он – носит их и заливает пожар. К ним присоединяется моя супруга. Я пытаюсь связаться с пожарниками.
Скованный одной «сетью»
Поверьте, это непросто. У меня уже был такой опыт во время поджога, и я это знаю. 01 отвечает сразу, и пытается соединить меня с местными пожарниками. Ближние от нас – в Старой Купавне, но они не отвечают, соединяет с Ногинском… связь рвется. Потом это повторяется несколько раз. Я был готов и к этому. У меня такой телефон. Из-за мобильного интернета на даче я пользуюсь Скайлинком, а у этой сети другой стандарт, и аппараты для GSM не подходят. С теми телефонами, которые они продают, просто беда – даже дорогие работают плохо и недолго, выбрать что-то приличное практически нельзя. Год назад по акции за 6 тыс. рублей купил смартфон AnyData, который так продавали за 20 тысяч. И конечно сделал ошибку.
Сейчас все обсуждают проблемы с новым «Айфоном», у которого в определенном положении пропадает связь. Так вот у меня таких положений миллион, редкий разговор мне удается закончить, приходится перезванивать, и еще меньше удается принять входящих звонков – связь не подключается, и я вынужден перезванивать сам. Друзья, с которыми часто говорю, об этой особенности связи со мной знают.
Чтобы не быть голословным, привожу хронологию всех звонков в это утро. С 6 ч. 25мин. до 6.32 я сделал 3 звонка на номер 01. Два первых, продолжительностью 53 секунды и 1 мин.55 сек. оборвались в самый важный момент, третий продержался до 2 мин. 56 сек. Этого хватило, чтобы меня связали с ногинскими пожарниками, и я рассказал им куда ехать. Потом был короткий звонок от диспетчера из Ногинска мне, и три моих звонка ему, продолжавшиеся по 30, 57 и 35 секунд, когда я по частям уточнял, как лучше доехать и где свернуть. Вывод: для связи в экстренных случаях надо покупать что-нибудь более надежное.
Пока я звонил, Сергей и моя супруга в четыре ведра заливали пламя, Вера разливала воду. Потом, после последнего звонка в 6.46 подключился я. И когда в 7 ч. 05 мин. подъехала пожарная машина, с огнем было уже покончено.
Натюрморт на пленере
На просьбу все задокументировать поджог и помочь организовать профилактическую очистку леса от горючего мусора нас «послали» в пожарную инспекцию Ногинска - сами пожарники этим не занимаются. А вопрос это совсем не праздный по ряду причин.
Во-первых, наш лесок просто «заминирован» таким мусором. Рядом Бисеровское озеро, которое в нынешнюю жару просто атакуют жаждущие прохлады, и почти каждый оставляет за собой несколько мешков с мусором. Удивительно, большинство людей аккуратно завязывают свои отходы в пакеты, но довести их до домашней помойки не могут – в облом. А на следующие выходные они приезжают и ужасаются замусоренности леса и пляжей… до вечера, пока снова не уложат свои бутылки, упаковки и прочую дрянь в пластиковые мешки и оставят их тут же. Гадят и наши - местные дачники, которые тут же живут, отдыхают и купаются – матрасы, телевизоры, прочая техника, скошенная на участках трава и обрезанные ветки, это их дело. Не горожане же привезли этот крупногабаритный хлам и отходы садово-огороднической деятельности с собой. Точно так же ведут себя автомобилисты, проезжающие по дороге вдоль озера. На каждой автобусной остановке, не только сейчас, а круглый год организуется стихийная помойка. По весне одну подожгли. Зарево от нее ночью я увидел издалека, и вызвал пожарных. Тушили они ее не менее двух часов. «Ничего себе помойка?», - скажете вы. И будете правы, площадь возгорания мусора, усыпанного горой, составила 70-80 квадратных метров. И такие же мусорные залежи есть сейчас в лесу и на пляжах. Только вот к несчастью, пожароопасная обстановочка сейчас не такая, как весной.
И если бы я не лег сегодня спать на улице, то тушить бы сейчас пришлось не возгорание леса в 8-10 квадратных метров, а весь лес. К чему бы это привело, известно. В 3-х км от нас в Рыбхозе уже неделю безнадежно тушат молодой лес, выросший на месте прошедшего несколько лет назад смерча. Не менее гектара земли там опахали глубокой и широкой бороздой, внутри которой все продолжает тлеть. Когда я проезжал в тех местах 10 дней назад, все было молодо-зелено. Неделю назад стояла одна пожарная машина и тушила локальное возгорание. На следующий день я видел уже несколько машин, и много мест где горело и дымило. Дымит и по сей день. Много молодняка и немало взрослых деревьев, стоящих вдоль дороги между Рыбхозом и Ст. Купавной, сгорели. Некоторые, поврежденные огнем у корня, нависли над дорогой, грозясь упасть на движущиеся машины. Я не поленился съездить туда сегодня после своей эпопеи, и увидел, что огромные участки тлеют и пышут жаром до сих пор. Периодически вспыхивает даже открытое пламя. Конечно, борозда спасает окружающий лес и посадки, но внутри все обречено на умирание. К тому же, все эти места чреваты возгоранием торфа, тут его раньше добывали.
Смотрите также:
- Здесь боятся деревьев. Как живёт Верхняя Верея после пожарного лета 2010-го →
- Хакасское пепелище. Почему в республике загорелось 40 сёл и деревень →
- 30 секунд на микроподвиг. Один день с пожарными →