Владислав Иноземцев, д. э. н., директор Центра исследований постиндустриального общества:
Теория о том, что реформы в экономике невозможны без масштабных изменений политической системы, на мой взгляд, несостоятельна. Примеры успешных модернизаций XX века говорят об обратном. «Прорывы» Южной Кореи в 60-х, Бразилии в 70-х, Китая в 80-х годах сделаны при жёстких «недемократических» режимах, которые позже на волне экономического роста в некоторых странах были сметены. То есть не демократия породила модернизацию экономики, а ровно наоборот.
Нужен «доктор»
Если масштабные политические реформы начать проводить именно сейчас, то это лишь задержит необходимые стране экономические преобразования (будем болтать, а не работать). Кроме того, серьёзных улучшений в мировой экономике незаметно, то есть надеяться на значительный рост цен на энергоресурсы не приходится. А поскольку ни на чём другом Россия пока зарабатывать не умеет, то спад в стране будет только усиливаться. Если на этом фоне запустить в массы рассуждения о свободе и гражданском обществе, то народ сразу освежит в памяти эти «сказки» начала 90-х, а значит, будет ассоциировать с демократией все возможные новые проблемы. Для правящей российской элиты этот сценарий был бы настоящим спасением. Ведь в этом случае свою вину за превращение страны в сырьевой придаток она сможет попытаться спихнуть на столь нелюбимых народом «демократов».
Но для этого нужно быть политическим стратегом. Правящая же бюрократия ориентируется на очень узкий временной горизонт. А на таком историческом отрезке никаких выгод от новой волны демократизации России она не получит. Нашей элите не нужны ни модернизация, ни демократия. Она их боится. И некоторые авторы, рисующие «образы желаемого будущего», лишь усугубляют этот страх, рассказывая, что экономические реформы можно провести, только лишив нынешнюю элиту власти и денег.
Поэтому действовать нужно мягко и хитро, как врач, который уговаривает больного ребёнка съесть горькую пилюлю. Нет в стране таких специалистов? Давайте пригласим из-за рубежа. Вспомните, Петру I удалось реформировать российскую армию только потому, что половина офицеров в ней были иностранцы.
Изменения следует вводить постепенно, начиная с обновления экономического законодательства, которое целыми кусками нужно заимствовать у Евросоюза (например, внедрять их технические нормы и регламенты производства и качества продукции, тем самым вынуждая бизнес модернизировать производство).
Соблюдайте закон!
Другое утверждение сторонников масштабной политической модернизации, с которым не могу согласиться, что у нас в стране не работают все институты госуправления. Как человек, имеющий опыт ведения бизнеса, утверждаю: арбитражные суды у нас функционируют неплохо. Однако процесс против госорганов выиграть невозможно. Так что нужно не реформировать судебную систему, а сделать так, чтобы она соблюдала уже существующие законы вне зависимости от того, кто истец, а кто ответчик.
Ещё пример. Есть у нас антимонопольное ведомство с определённым набором полномочий. Но почему-то оно закрывает глаза на то, что «Русал», владеющий практически стопроцентно алюминиевыми активами, устанавливает в РФ цену на свой продукт выше, чем на мировом рынке. Тоже политическая реформа нужна? Нет. Опять требуется всего лишь соблюдение закона. И это прослеживается почти везде. Не зря даже европейцы в своих недавних рекомендациях президенту Д. Медведеву начинают именно с этих слов: «Уважаемые россияне, соблюдайте законы собственной страны!» И они правы.
Технократы страну не поднимут
Владислав Иноземцев утверждает, что для успешной модернизации России нужна власть технократов. Такой взгляд отбрасывает нас в начало 1990-х гг. Тогда рассчитывали на «технократов-рыночников», теперь - на «технократов-государственников». И в том и в другом случае все надежды возлагаются на управленцев и экспертов, реализующих свои реформаторские идеи в политическом вакууме. В реальной жизни таких технократов не бывает. Политики всегда взаимодействуют с бизнесменами и субъектами гражданского общества. Вопрос только в том, какой характер носит это взаимодействие - партнёрский или коррупционный. Читать далее>>