Реальные истории
Эта зима выдалась сложной для автомобилистов: много снега, сильные морозы… Наверное, поэтому и аварий больше, чем обычно. Только в моем окружении – две, и обе, что особенно страшно, с участием детей.
В одном случае папа был за рулем, мама сидела рядом, оба пристегнулись ремнями безопасности, чтобы гаишники не штрафовали, а бабушка и годовалый ребенок расположились на заднем сиденье и пристегнуты не были. Неожиданное столкновение на скользкой дороге, бабушка с внуком летят вперед – и вот они оба в реанимации, причем у ребенка открытая черепно-мозговая травма! Теперь можно сколько угодно говорить окружающим и самому себе, что в аварии ты не виноват, виновен водитель встречной машины, но вот здоровья своему собственному единственному ребенку уже не вернешь.
Другой случай. Знакомая перед Новым годом поехала с двумя старшими детьми на выходные в пансионат, расположенный в дальнем Подмосковье. Сама – за рулем, дети сзади пристегнуты в специальных креслах. В общем-то, она опытный водитель, стаж почти два десятилетия, и то, что джип – машина на поворотах неустойчивая, наверняка знала. Но когда они наконец-то вырвались из московских пробок на почти пустую областную дорогу, душа начала радоваться свободе, а нога – сама давить на газ. Почему они вдруг опрокинулись в кювет, моя знакомая так и не поняла, и сколько раз перевернулась машина, так и не сосчитала. Когда грохот, скрежет и мельтешение прекратились, она спросила: «Дети, вы живы?» И за те секунды, пока длилось молчание, чуть не умерла от страха. Но дети были живы и не получили ни одной царапины, при том что машина разбилась в хлам.
А второй раз моя знакомая чуть не умерла, когда подумала, что было бы, если бы они взяли с собой малышку. Старшие обожают трехлетнюю сестричку и в два голоса просили взять на отдых и ее, говорили: «Мы посадим ее между собой, будем ее держать, станем следить, чтобы в дороге она не баловалась…» Но здравый смысл у мамы победил: в машине было только два детских кресла, поэтому малышку оставили с бабушкой дома.
Бесстрастный расчет
Я сама возила сына, когда он был малышом, на заднем сиденье без всяких кресел. В долгих поездках он там ползал, сидел, лежал, слушал музыку, ел яблоки, коротал время с игрушками. Детских сидений мы тогда не знали. Но комфорт и безопасность автомобилей повышается, а мы все лучше начинаем понимать, что происходит с пассажирами, если они попадают в аварию, так что правильно ли отмахнуться от новых требований Правил дорожного движения, настаивающих, чтобы дети сидели в машинах пристегнутыми в специальных детских креслах?
Знаете ли вы, что если мама, не пристегнутая ремнем безопасности, держит младенца на руках, то при столкновении на скорости всего лишь 40 км/час ее вес, когда они оба летят вперед, увеличивается в 40 раз, и мама просто раздавит ребенка своими 2,5 тоннами. А если мама пристегнута, младенец будет вырван из ее рук с силой, в 30–40 раз превышающий его вес: в 150–200 кг. Любая мама считает, что безопаснее места, чем у нее на руках, для младенца быть не может. И я так всегда считала, видимо, так мы, мамы, устроены. Но тут надо поверить многочисленным исследованиям, которые проводились во многих странах, и понять, что младенца безопасно перевозить только в специальной люльке, а ребенка постарше – в детском кресле.
А знаете, что непристегнутый пассажир, сидящий посередине заднего сиденья (именно так любят сидеть дети, чтобы им все было видно между плечами мамы и папы), при столкновении машины с препятствием, вылетает через лобовое стекло?
Мы ведь уже привыкли пристегиваться, когда садимся за руль, пора защитить и своих детей. Малыша нельзя пристегнуть штатным ремнем, который уже есть в машине: ремень или не будет его держать, или задушит при аварии. Нужно специальное кресло. Любые отговорки, что детские кресла недешевы, что их надо постоянно менять по мере роста ребенка, что детей в семье двое или трое – на всех кресел не напасешься, и непонятно, как два-три кресла разместить в машине, не принимаются. Если у вас есть машина за несколько сотен тысяч рублей, значит, найти несколько тысяч на кресло вы можете, было бы понимание в такой необходимости.
Выбор модели
Кресла бывают разные, по разной цене, что выбрать?
А это зависит от того, какую цель вы при покупке ставите. Вы покупаете его:
● для «гаишника», чтобы не штрафовал?
● для самоуспокоения?
● для безопасности и удобства ребенка?
Надеемся, что для безопасности. Тогда можем дать вам несколько советов.
Берите кресла, сделанные в развитых европейских странах. И обязательно проверьте, есть ли у товара европейский сертификат соответствия.
В инструкции указано, на какой возраст и рост ребенка рассчитано кресло, соблюдайте эти параметры.
Исследование, проведенное в Германии, показало, что самое безопасное крепление детского кресла к сиденью – система ISOFIX. Но кресла с таким креплением выпускают только для самых маленьких, и они недешевые.
Самый простой и понятный способ зафиксировать ребенка, сидящего в детском кресле, – пристегнуть его штатным ремнем безопасности, который уже есть в автомобиле.
А вот в ремнях, укрепленных на самих детских креслах, родители часто путаются. То же германское исследование установило, что этими ремнями правильно пристегивает ребенка только один родитель из двадцати!
Выбирая кресло, не гонитесь за дешевизной, а подумайте о его функциональности и комфорте. Вы возите малыша только 15 минут до детского сада и 15 минут обратно? Тогда вам подойдет простая конструкция. Вы всей семьей проводите отпуск на колесах, каждую неделю совершаете многочасовые поездки на дачу? Тогда присмотритесь к креслу с подголовником, подставкой для ног, вентиляцией, положением для сна… Вот вы смогли бы просидеть три часа с ногами, болтающимися в воздухе? А ребенку мы покупаем кресло, где ему приходится именно так и сидеть.
Кресла, бывшие в употреблении, можно принимать в дар от друзей и родственников только если на них нет механических повреждений, и вы уверены, что эти кресла не побывали в авариях, и на них когда-то был выдан сертификат соответствия.
Никто не настаивает, чтобы высокого, крупного десятилетнего ребенка вы запихнули в детское кресло. Посадите его на бустер – нижнюю часть от детского кресла (бустер можно купить отдельно) – и пристегните ремнем для взрослых, главное, чтобы ремень не давил на шею.
Вот теперь у нас все по правилам. Ну что, поехали?
Кстати
Японцы подсчитали, что ремни безопасности помогают пассажирам избежать гибели в 75 серьезных авариях из 100. А в США называют такие данные: ремни помогают избежать смерти при столкновении в 77 случаях из 100, при опрокидывании машины – в 91 случае.
Страшно!
За 2009 год в России произошло 19 970 ДТП с участием детей, в которых 846 детей погибли, а 20 869 детей получили ранения.
Смотрите также:
- Счастье быть отцом. Семья Косиковских воспитывает 22 ребёнка →
- Моя прекрасная няня. Где и как ее найти? →
- Ирэн Булатова: Убийственное равнодушие →