В. Костиков: Песня о пионерском галстуке.Почему россияне с трудом прощаются с СССР?

   
   

Но новое поколение уже плохо понимает, что такое «строительство коммунизма», безразлично относится к понятиям «советский - антисоветский». Молодёжь не ностальгирует о социалистическом прошлом, а старается вписаться в реалии капиталистического настоящего.

«Звериный оскал»

В большинстве российских семей мирно уживается прошлое и настоящее. Люди старшего возраста ещё хорошо помнят советский образ жизни. Они были октябрятами, вступали в комсомол, многие прошли через целину и «стройки коммунизма». Все мы помним разученные в школе стихи о красном галстуке:

Как повяжешь галстук,

береги его:

Он ведь с красным знаменем

цвета одного.

Послевоенное поколение успело поклясться и в верности «родной коммунистической партии». И не потому, что начитались трудов Маркса, Ленина и Сталина. А потому, что партийный билет открывал дорогу к карьере, к успеху. Участвуя в обязательных в те времена комсомольских и партийных собраниях, родители нынешних менеджеров, банкиров и бизнесменов дружно клеймили «звериный оскал империализма», митинговали в поддержку «свободной Кубы» и возносили хвалу «дорогому Леониду Ильичу».

Но по мере того как коммунистический проект терял привлекательность, главным становился не партийно-елейный фон (очень напоминающий стилистику «Единой России»), а личная жизнь: любовь, свидания, учёба в бесплатном институте, поездки дикарём на Чёрное море, дети, дружеские вечеринки. Ну и, конечно, сама Россия, которая независимо от цвета знамён и лозунгов оставалась Родиной, родной землёй, местом, где ты родился, вырос и где упокоились твои предки. Поэтому в сердцах бывших пионеров и комсомольцев советская жизнь всё ещё вызывает ностальгию. Более 30% россиян при упоминании слова «советский» испытывают добрые чувства. Для людей старше 60 лет с понятием «советский» ассоциируются детство, юные годы. Ну а в молодости, как известно, и трава зеленее, и вода слаще. Не говоря уж о поцелуях…

Страшная правда

Один из загадочных феноменов массового сознания, питающий, в частности, и ностальгию по «сталинизму», - упорное нежелание воспринимать историю советского периода во всей её драматичной полноте. Вскоре после смерти Сталина в города стали массово возвращаться узники ГУЛАГа: по стране ползли рассказы об ужасах лагерной жизни. Это был первый глоток тяжёлой правды. После знаменитого доклада Н. Хрущёва «О культе личности...» в 1956 г. часть этой правды стала публичной.

   
   

В те времена ещё никто не говорил о цене «сталинских побед», ещё никто не отрицал «великих достижений». Нелепо их отрицать и сегодня. Были великие стройки, ликвидация безграмотности, взлёт советской науки, массовое приобщение населения к культуре. Была, наконец, громкая победа в Великой Отечественной войне. Но, начиная с хрущёвской оттепели и особенно во времена горбачёвской гласности, стала постепенно выявляться и цена побед. Уничтожение крестьянства, массовые репрессии, ликвидация верхушки Красной армии, гонения на учёных и мастеров культуры. Стало очевидным, что «сталинский порядок» в стране обеспечивали сотни тысяч тюремщиков - судьи, следователи, конвоиры, охранники, члены расстрельных команд. Что все государственные и общественные структуры были насыщены доносчиками, соглядатаями. Что страх «сказать лишнее» царил не только на работе, но и в семье. Что люди боялись своего прошлого. А кадровики заставляли людей ежегодно от руки переписывать свои биографии в надежде обнаружить в семейной истории следы «позорного» буржуазного прошлого, кулачества или дворянства.

И тем не менее…

Несмотря на все эти очевидности, положительные эмоции по отношению к советским временам всё ещё испытывают почти 40% россиян. А людей, которые критикуют сталинизм, считают антисоветчиками. Антисоветчиками называют и тех, кто пытается объективно оценить итоги войны. Да, Советская армия, неся тяжёлые потери, освободила Восточную Европу от фашизма. Слава и вечная память солдатам-освободителям! Но россиянам (особенно ветеранам войны) очень трудно даётся понимание того, что вслед за Василием Тёркиным шли работники НКВД и насаждали модель советской «диктатуры пролетариата» со всеми её родовыми чертами.

Укорять ветеранов в изъянах памяти - означало бы не учитывать особенностей человеческого сознания. Ведь для нескольких поколений советских людей, переживших все трагедии советского периода, «победы социализма» остаются нравственным стержнем существования. Расстаться с этими представлениями - означало бы обесценить и обесцветить собственную жизнь. Ясно, что Василий Тёркин отдавал жизнь не за ГУЛАГ и не за то, чтобы поднять знамя социализма над Восточной Европой. Ясно, что наши ветераны труда горбатились за гроши на «стройках коммунизма» и десятилетиями жили в бараках не ради «победы коммунизма» в Азии и Африке. Они честно несли свою ношу трудной и теперь уже необратимой российской истории. И пусть эта история останется с ними.

Но нельзя позволять и спекулировать на пионерских галстуках, на вере и памяти ветеранов. Время ведёт свою историческую работу: отношение молодёжи к понятиям «советский» и «сталинский» меняется. В целом оно становится, по мнению социологов из ВЦИОМ, более безразличным. Это хорошо, потому что рушится коммунистический миф о «Сталине мудром, родном и любимом». И это плохо, потому что молодёжь мало знает историю, а следовательно, способна впадать в заблуждения отцов и дедов.

Смотрите также: