Куда попрятались московские беспризорники?

   
   

Серпом по наивности

РЯД людей, так или иначе содействовавших разнообразным благотворительным организациям, уверен, что помощь московским беспризорникам едой, одеждой и деньгами часто выходит боком. Скажем, сейчас довольно сложно отличить беспризорного подростка от паренька из небогатой семьи - одеты они примерно одинаково. С одной стороны, это хорошо - мол, свобода, равенство, братство. Но есть и другая сторона. Среди беспризорников много «бегунков» - тех, кто предпочёл смыться из детского дома или семьи, избрав блатную уличную романтику. Таких стоит бояться всерьёз - территория, где их прикармливают, становится потенциально опасной. Если раньше они действительно могли весело просить 10 копеек, то сейчас для них «отжать у лоха мобильник» - плёвое дело. Одна из таких территорий - платформа «Серп и Молот».

Врать не стану - несколько вылазок, предпринятых на эту территорию, для меня окончились практически ничем. Да, в наличии «выемки» под платформой, где живут беспризорные. Но от стандартного бомжатника они не отличаются. Хозяев на месте не было, видимо, разбрелись на промысел. Очевидцы же, с которыми удалось пообщаться, рассказали, что подростки по ночам регулярно нападают на подгулявших прохожих или пенсионеров. Поймать хулиганов почти невозможно. Но ими же занимаются разные общественные организации, что же они в таком случае делают? За разъяснениями я обратился к руководителю православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные дети» Рустаму Исламгулову - «Серп и Молот» как раз входит в зону их интересов.

«Я бы на вашем месте не стал раздувать проблему, - ответил он. - Сейчас бездомных и беспризорных детей практически не осталось. Кто-то из них вырос и перешёл в категорию молодых бомжей, кто-то умер, кто-то сел в тюрьму. А ребята, что ютились под платформой, нормальные, мы с ними даже организовывали футбольные матчи. Они грабить не станут!» Рустаму вторит один из основателей общественного движения «Клуб волонтёров» Илья М.: «Мы поддерживаем около 30 детских домов, и так называемых «бегунков» крайне мало - 2-3 случая за год. Дело в том, что неплохо работает городская программа «Кризисная семья». Если раньше ребёнок убегал от родителей-пьяниц на улицу, жил по её законам и только после спецприёмника ГУВД попадал в детдом, то сейчас социальные работники вовремя изымают детей из неблагополучных семей. А поскольку столичные детские дома часто гораздо лучше обителей алкоголиков, то из них нет резона бежать».

Беспризорные или безнадзорные?

ОДНАКО в городском центре «Дети улиц», который работает под патронажем Департамента семейной и молодёжной политики Москвы, уверены, что проблема перешла в скрытую фазу. На вокзалах, на крупных улицах беспризорных и безнадзорных детей и впрямь не видно. Но теперь подобных детей попросту загнали в своего рода подполье, и, сколько их реально находится в городе, подсчитать невозможно. Тем не менее «Дети улиц» ведут свою собственную статистику, основанную на патрулировании московских улиц. За прошедшие три квартала 2009 г. работниками и волонтёрами центра выявлено 2110 беспризорных и безнадзорных детей. Кстати, первыми называются те, кто не имеет определённого места жительства, вторыми считаются те, за поведением которых отсутствует контроль со стороны родителей. Так вот: беспризорных из них и впрямь немного - всего 67 человек. И распределяются они по Москве неравномерно. Двоих нашли в САО, восьмерых - в ЮЗАО, остальные 57 (!) были обнаружены в ЦАО, то есть как раз там, где находится «пиратское гнездо» платформы «Серп и Молот».

Это повод задуматься всем благотворительным фондам, центрам и организациям. Пока что они напоминают узкого специалиста, который, как известно, подобен флюсу - полнота его односторонняя. Да, беспризорным и безнадзорным надо помогать. Да, их необходимо так или иначе уводить с улиц, не допуская криминализации. Но гораздо важнее, на мой взгляд, как следует заняться родителями, от которых хочется уйти. В конце концов, безнадзорных, бегущих на улицы, пока что в 40 раз больше, чем беспризорных. 

Смотрите также: