Ближайшие улицы и набережные временно перекрыли, а в соседних проездах и переулочках случились неизбежные заторы. Я не могла не поинтересоваться у участников конференции, каковы их ощущения от московских пробок. Министры и директора различных транспортных департаментов в один голос выражали своё «восхищение»: такого они не видели еще нигде!
Есть, чем гордиться: по пробкам наша столица впереди планеты всей. Особенно именитых участников поразила ловкость, с которой наши водители впихивались в любую образовавшуюся щель. «Очень эффективное использование всего дорожного полотна, - сказал мне швед Клаес Тингвал, директор транспортной безопасности Европейского комитета по проведению независимых краш-тестов, - жалко, ни «скорая помощь», ни спасатели не смогут проехать к месту аварии, если что…»
Но, как говорится, расскажите мне о том, чего я не знаю. Йен Йенссен, директор департамента транспорта и связи Норвегии, например, сообщил, что у них пешеходам разрешено переходить дорогу на красный свет, если нет машин. Да что там, у них, в северных Европах вообще нет законов «против» пешеходов, только «против» водителей! Будучи девушкой московской я даже возмутилась этому факту – где равенство не только в правах, но и в обязанностях? Но потом поняла, откуда такой подход. Во-первых, пешеход в более уязвимом положении, чем человек в машине. Вы знаете, что если автомобиль сбивает кого-то при скорости большей, чем 50 км\ч, шансы сбитого выжить – меньше 10%? Во-вторых, в Европе и водители, и пешеходы в основной массе уважают правила и всё-таки их не нарушают. История с четырьмя россиянами, гонявшими на «автомобилях класса люкс» по Женеве – не исключение, а правило. Наше правило. Потому что у нас «нелегальные гонки» - событие столь же естественное и регулярное, как и «нелегальный переход через дорогу».
Сколько там штраф за то, что у нас водитель въезжает на «зебру», если на неё уже ступили люди? Тысяча рублей? А на сколько накажут пешехода, перебегающего на красный Тверскую, где «зеброй» и не пахнет? На 50 рублей? На 100? И что, это чему-то научит человека, который поставил свою жизнь на пару минут, которые отнял бы подземный переход?
Сколько уже говорят о гаишниках, которые ловят нарушителей на колесах для плана – в местах с неясной разметкой, где легко нарушить, даже не поняв, во что влипаешь; в местах, где легко превысить скорость, потому что тут, простите, горка! Надо сделать план? Поставьте хоть одного милиционера у перехода через Каланчевскую улицу к метро «Красные ворота»! Вы сделаете два, три, четыре плана, потому что пешеходы идут и идут, невзирая на какой-то глупый светофор и глупые машины, всегда! Они реагируют только на отчаянный гудок и ядрёное слово из окна автомобиля! Уверена, вы тоже знаете пару таких «заколдованных» мест в своём городе, где все, от школьников до доцентов превращаются в стадо, потерявшее пастуха.
Как удивляться нарушающим правила водителям, когда пешеходы творят такие вещи открыто и, как говорится, беззастенчиво? Когда и кто призовёт к ответственности пеших людей? Правила не могут работать лишь в одну сторону!
Да, я говорю со стороны водителя, но водителя, который не ущемляет права тех, кто ходит на своих двоих. Не надо быть за рулём, достаточно просто сесть рядом с водителем, чтобы почувствовать весь страх, весь парализующий ужас того, когда в темноте (а сейчас темнеет уже в полпятого), из ниоткуда перед твоей машиной выскакивает человек! Поверьте, пешеход не испытывает и сотой доли того адреналина, который выплескивается в кровь водителя и того, кто рядом с ним! Ты бьёшь по тормозам, пытаешься объехать пешехода, сзади тебя несколько водителей тоже вынуждены бороться с последствиями экстренного торможения – и все из-за того, что парень, а то и бабушка с внучкой выбрали кратчайшую дорогу домой?
А сколько машин, избегая столкновения с пешими нарушителями, отрывали бампера о тротуары и отбойники, въезжали в оградки и боковые блоки, а то и летели в кювет, серьёзно страдая сами? Да, пешеход уязвим, но это не лишает его ответственности за то, что он делает на дороге или на обочине.
Зима – самое страшное для водителей время. Даже имея в автомобиле самые навороченные системы ABS и иже с ними, мы не можем «стать, как вкопанные», если кому-то из пешеходов придёт фантазия «перебежать по-быстрому». У нас тормозной путь. У нас инерция огромного агрегата в полторы тонны весом. А вот вам остановиться легко. Так остановитесь. И дождитесь зелёного.
Смотрите также:
- Дети гибнут на дорогах, потому что водители приобретают права за взятки →
- Москва-Питер. Чудна трасса при всякой погоде, или Береги жесть смолоду →
- Елена Семёнова: Как снег на голову →