О человеке, как личности

   
   

Как помочь людям понять, почему нравственность не «прошита» в наше естество? Для христианина эти вопросы тесно связаны и даже определяются христианским пониманием человека, восприятием человека как личности.

Библейское откровение о человеке

Выражаясь философским языком, личность – это самоценное, свободное, разумное существо. Такой взгляд на человека не мог существовать в античности, которая рассматривала мир подлунный весьма скептично, обожествляя звездное небо. Для античности земная жизнь, если и не тюрьма, то, по крайней мере, театральная сцена, где задача каждого – правильно сыграть свою роль, причем актеры автоматически играют роль по сценарию. Судьба, фатум, рок – вот закон античной жизни. Ни о какой свободе, ни о каком самостоятельном построении своей личной жизни речи не идет.

Наряду с античным нам известен опыт небольшого израильского народа, верившего принципиально иначе и жившего иначе. Мировосприятие древних израильтян, их взгляд на человека и вера в Бога были для того времени уникальны. Они строились на откровении Бога о Самом Себе и о людях как Его творении, строились на живом общении человека и Бога.

Библия, книга, свидетельствующая о вере и опыте Израиля, дает нам много примеров. Достаточно вспомнить Моисея –– великого пророка. Всем известна история с купиной неопалимой, кустом, охваченным пламенем, через который Сам Бог говорил с Моисеем и призвал его на особое служение: спасти израильтян от рабства. В какой-то момент разговора Моисей пытается узнать, с кем он говорит. «Аз есмь Сущий», –– слышит он в ответ. На языке философии этот ответ можно выразить так: «Я – само существование, Я – бытие во всей полноте,  все остальное живет лишь потому, что Я ему даю жизнь».

Это очень важное свидетельство встречи человека и Бога лицом к лицу, которое показывает нам, что Бог Израиля –– это живая личность, и другие личности – люди – вступают с Ней в диалог. Бог не гнушается людьми, каждый человек для него уникален и важен, более того, в чем-то Бог и человек, если можно так выразиться, родственны, они могут общаться. Библия, поясняя эту возможность взаимного общения, утверждает, что человек создан Богом как Его образ и подобие, как личность.

Иначе говоря, христиане уверены, что люди были созданы, чтоб жить вместе с Богом, стать как бы Его семьей, Его детьми.  Именно так  рождаются дети, чтобы разделить жизнь с родителями. И если Бог – это живая Личность, дарящая Себя и общение с Собой, то и человек – образ и подобие Божье – это живая личность, свободно воспринимающая Бога и отвечающая Ему. В этом и кроется суть тайны.

   
   

Есть красивый древний христианский образ, что люди созданы как бы от преизбытка Божьей любви, чтобы вступить в богообщение, чтобы своей любовью откликнуться на любовь Божью. Под любовью здесь надо понимать не чувства и переживания, речь идет о любви как жертвенном служении, преображении своей жизни ради любимого, обретении в нем смысла и полноты жизни.

Христианское учение о человеке как личности – это философское осмысление тех отношений с живым личным Богом, что наполняли жизнь древних израильтян и наполняют жизнь христиан. Когда мы говорим о личности, то обязательно подразумеваем то уникальное, без чего невозможна человеческая жизнь: свобода, разум, самоценность, самобытность, самосознание, творчество, способность любить и ответственность перед Богом и людьми за свою жизнь.

О свободе и нравственности

Человеческая реальная жизнь далека от всемогущества, она может проходить только в рамках своей природы, а то и в рамках заданных искажениями и болезнями. Свобода человека не всеохватная, но она у него есть. Это свобода по отношению к природной необходимости, свобода самоопределения, свобода оценки происходящего и выбора.

Можно сказать, что благодаря свободе личное бытие – беспричинно, оно основано на личном выборе. Творчество, личные отношения, любовь, добрые дела – все это совершается просто так. Известный философ Мераб Мамардашвили мудро заметил, что люди даже не ищут этому объяснений. Люди имеют некоторые способности, качества, таланты, но распоряжаются они ими по своему личному свободному произволению. Известный ученый психотерапевт Виктор Франкл описал пример талантливого неуловимого вора, который был найден и арестован никем иным, как его братом близнецом, не менее талантливым сыщиком. То, как эти люди распорядились своими дарами – их личный выбор. Они не плыли по течению инстинктов, они сами определили свою жизнь.

Очень важно, что люди фактически не имеют врожденных инстинктов, охраняющих их существование. Это важно потому, что личность не может существовать вне свободы, личность не может определяться инстинктами или влечениями, она всегда должна самоопределяться и принимать свое ответственное решение.  Люди всю свою историю закрепляют в культуре нравственные нормы, о которых верующие люди говорят, что это Божьи Заповеди. Эти нравственные законы, которые формулирует человечество, продиктованы не инстинктами, и потому у человека всегда будет выбор принять их (эти законы) или отвергнуть.

Быть личностью и проявлять себя как личность – разные вещи.

Когда говорится, что каждый человек – личность, это не просто констатация очевидного постулата.

Несмотря на особенности, все люди являются обладателями человеческого естества и никакого другого. Каждый человек проявляет себя не только в телесной, душевной (психической), но и духовной области – области личных отношений, области свободы воли, области веры в Бога. Наши особенности, или даже ущербности, могут ограничить проявления человека, в том числе, и в духовной сфере, но для христиан это не может быть поводом к унижению человеческого достоинства, к отвержению личности.

Если кто-то очень болен, настолько, что нет никаких признаков разумной жизни, для христиан это будет значить лишь то, что этот человек, являясь по сути личностью, в данный момент не может себя так проявить. Например, о наличии разума мы судим по способности человека познавать мир, выражать свои мысли, чувства, вступать в диалог с другими людьми на языке той или иной культуры. Для христиан все вышеперечисленное не более чем проявление разумности нашей природы, и бывает так, что у кого-то нет возможности проявить свою разумность сейчас, а кому-то не удастся проявить ее на протяжении всей жизни, но это не умаляет значение личности этих людей. То же касается и других аспектов личности.

Благодаря своей развитости и полноценности человек может в свою меру приобщиться к культуре, вступить в отношения с людьми, творить и развиваться. И это очень важно, в том числе и для возрастания в вере, и для богообщения. Но все же развитость и полноценность человеческой природы не имеют для христиан определяющего значения, когда речь идет о взаимоотношениях Бога и человека, о призвании человека быть дитем Божиим. И мы все это знаем из опыта. Безусловно, существует колоссальная разница между общением матери с младенцем, или с ребенком «дауном» и с повзрослевшем сыном –– студентом «физтеха». Но никто не дерзнет сказать, что физическая, психическая, социальная, неразвитость младенца или «дауна» делает их отношения с мамой ущербными или даже неполноценными.

Христиане уверены, что вне зависимости от того, что человек из себя представляет,  по отношению к Богу он безусловно остается личностью вне зависимости от каких-либо дефектов. Каждый человек любим Богом, пусть даже только что зачатый или совершенно больной. Быть личностью и проявлять себя как личность – это разные вещи.

Смотрите также: