Олигарх смертельно соскучился по России

   
   

Засчитают ли прогиб?

Эмигранты часто просятся обратно. Можно вспомнить первую волну возвращенцев в 1923-25 годах, когда железный занавес еще не опустился. Вторая волна возвращений была следствием прихода Гитлера к власти – народ из Восточной Европы во второй половине 1930-х потянулся под защиту сталинских соколов. После Второй мировой многих эмигрантов репатриировали насильно, но кое-кто вернулся и вполне добровольно, на волне всемирного восхищения подвигами Красной армии. Наконец, в конце 1980-х потянулись обратно политэмигранты брежневских времен. Впрочем, большинство из них, сорвав свою долю аплодисментов, предпочли вернуться в страны более благополучные, чем Россия 1990-х.

Ни одного разумного повода возвращаться в Россию 2009 года не существует. Кроме, возможно, нежелания пить чай с полонием, но Гусинский – не Литвиненко, и ни в какой деятельной борьбе против «кровавой гебни» никогда замечен не был.

А вот в просто антиправительственной деятельности – был, чего не скрывает: «Если ты когда-то боролся против правительства, то решать, возвращаться тебе или нет, будет правительство. Это нормально».

Москва услышала сигнал Гусинского, но пока комментариев нет ни из администрации президента, ни из пресс-службы премьера, ни из Генпрокуратуры. Не исключено, что свое заявление Гусинский сделал вообще без предварительных кулуарных переговоров с Кремлем – в этом случае российскому дуумвирату явно нужно время на размышление.

Зато активно комментируют интервью Гусинского политики рангом пониже. Медвежью услугу уже оказал Гусинскому его бывший товарищ Борис Немцов, бодро поприветствовавший возможное возвращение экс-олигарха: «Он парень харизматичный, незаурядный, деловой, только зачем же так прогибаться перед Путиным?» Не поздоровится от этаких похвал – слова сопредседателя «Солидарности» никак не повышают шансы Гусинского на примирение с властью.

   
   

Биография беглеца

Биография Гусинского более чем любопытна. Он намного старше новых российских олигархов, ему на днях исполнилось 57 лет. По образованию – режиссер (окончил ГИТИС). Может быть, именно отсюда у него тяга к режиссированию политических спектаклей.

С самого начала кооперативной деятельности в СССР не слишком молодой уже режиссер погружается в пучины бизнеса. В 1986 году он создал кооператив «Металл» – первое и последнее предприятие Гусинского, занимавшееся реальным производством. В 1988 году возник кооператив «Инфэкс» (юридические консультации), год спустя основавший совместное с американцами предприятие «Мост». Несколько месяцев спустя на свет появился «Мост-банк», в котором Гусинский занял президентское кресло. Американцы потихоньку вышли из игры, и в 1992 году наконец возникла легендарная группа «Мост», объединившая 42 предприятия Гусинского. После этого «новый русский» начал основывать медиаимперию.

Радиостанция «Эхо Москвы», телеканалы НТВ и НТВ+, несколько печатных изданий – Гусинский стал одним из самых влиятельных людей в стране, а заодно получил французский орден Почетного легиона за вклад в развитие культуры. Никто не отменял и финансовой деятельности – «Мост-банк» был уполномоченным банком Правительства Москвы. Но пресса и власть уже затянули Владимира Александровича – в 1997 году он ушел из «Мост-банка» и сосредоточился на холдинге «Медиа-мост», к которому добавился телеканал ТНТ. Мощный «Мост-банк», кстати, прожил без харизматичного президента» недолго – его подкосил дефолт. Но и медиакарьера Гусинского в России оборвалась весьма скоро: непомерные амбиции магната никак не согласовывались со взглядами нового российского руководства и лично Владимира Путина на роль олигархов в управлении государством.

В июне 2000 года хозяин НТВ был арестован по копеечному для него обвинению в мошенничестве на сумму порядка $10 млн. Выпущенный вскоре под подписку о невыезде, Гусинский счел за благо нарушить условия освобождения и покинуть Россию. После этого он жил в Испании и Израиле (у него есть гражданство всех трех названных стран), а российское правосудие безуспешно добивалось его выдачи.

Как и его бывший конкурент и бывший же друг Березовский, Гусинский и в эмиграции не оставил попыток влиять на ситуацию в России. До недавнего времени он владел оппозиционным интернет-изданием «ЕЖ», под его контролем остается телеканал RTVi. Однако, в отличие от Березовского, лично Владимир Александрович очень мало комментировал политические события, а с 2004 года и вовсе напрочь перестал давать интервью. Он молчал до самых последних дней – пока вдруг не заявил газете The Marker, что хотел бы вернуться домой.

* * *

Гусинский нужен России: в последнее время мы растеряли энергичных и смелых людей, которых вытеснили бюрократы. Финансовые претензии к нему со стороны прокуратуры, вероятно, будут как-то удовлетворены олигархом, а на игнорирование подписки о невыезде можно и закрыть глаза. Но главное, что прощение Гусинского заметно улучшит отношение к России в мире – страна покажет, что смотрит в будущее, а не живет призраками конфликтов прошлого тысячелетия.

Рискует в этой игре только Гусинский. Правда, немногим – деньгами, свободой, бизнесом, репутацией в деловых кругах. Хочется думать, что он знает, на что идет и из какой трубы нынче дует дым отечества. Или абсолютно уверен в отрицательной реакции Москвы.

Смотрите также: