О почитании Креста

   
   

Мы знаем о жизни, учении, смерти и воскресении Христа из евангельских свидетельств Его учеников, они же и пишут, что их Учитель был распят на кресте. В те времена такая казнь была достаточно распространена и отличалась особенной жестокостью, так как преступнику были обеспечены долгие предсмертные мучения. Распятый человек в течение многих часов не только испытывал непереносимую боль, но и мучился от удушья.

Но давайте посмотрим, что говорят нам о распятии Иисуса Евангелия:

«Была пятница пред Пасхой. Иисуса привели на Голгофу, на так называемое Лобное место, где и распяли Его. Был третий час от восхода солнца. С Ним распяли и двух злодеев разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось пророчество, что он будет причтен злодеям. Пилат написал надпись вины Иисуса и велел утвердить ее на кресте: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Пред крестом стоял народ и смотрел.

В девятом часу Господь Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Сказав это, он преклонил голову и испустил дух.

Поскольку тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на крестах в субботу, – ибо та суббота была днем великого праздника, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, увидели Его уже умершим, и не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и из раны истекла кровь и вода.

Некто Иосиф пошел и, купив полотно, снял тело Иисусово. Пришел также и Никодим. Они взяли тело Господа Иисуса и обвили его полотном, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где распят был Иисус, был сад, и в саду гроб новый, высеченный Иосифом в каменной скале, в котором еще никто не был положен. Там они положили Иисуса, и, привалив камень к дверям гроба, удалились».

Из приведенного отрывка мы видим, что Господь Иисус Христос был распят на кресте и умер Сам, в отличие от разбойников, которым перебили ноги, чтобы провиснув на руках, они быстрее умерли. Ученики Христа похоронили его в пещере. Евангелисты так же свидетельствуют о воскресении Христа на третий день.

История креста как христианского символа

Нет сомнения, что христиане с самых первых времен с благоговением относились к кресту, воспринимали его как символ Христовой победы над грехом и смертью, как символ самого Христа.

К началу третьего века почитание креста среди христиан было распространено настолько, что стало поводом для издевок со стороны язычников. Христианство называли религией креста, а христиан крестопоклонниками. Христианские апологеты –– защитники веры –– не отвергали этого обвинения, а воспринимали как повод и дальше свидетельствовать о Христе распятом и воскресшем.

Однако изображение самого креста и тем более распятия долгое время было неким табу, необходимо было время, чтобы из народного сознания ушло то представление, что связывалось с именем креста и крестной смерти, как самого позорного наказания. Нужны были столетия, чтобы изображение распятого Христа сделались открытым символом христианства и заняли видное место в церковном искусстве.

В первые века наибольшее распространение получили не столько кресты, сколько разные символы знаменующие собой Христа. Это варианты сочетания первых букв имени Иисус Христос по-гречески. Использовалась буква «Х» или соединение букв «X» и «I», напоминающее русскую «Ж» или в них вписывалась «Р». Другой древний символ христианства - рыба. Дело в том, что написание слова "рыба" в греческом языке соответствует сокращенному написанию фразы "Иисус Христос Бог". Это достаточно ясно, символично и поучительно.

Самое древнее сохранившееся изображение креста находится в катакомбах св. Люцилы (III век). С началом победы христианства над язычеством примерно с половины IV века символические формы начинают уступать место изображению креста, и эти изображения появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях. С V века крест становится общеупотребительным. Известный церковный писатель 5-го века, константинопольский епископ Иоанн Златоуст писал в начале 5-го века: «Крест находится повсюду в домах, на площадях, в пустынях, на дорогах, на холмах и горах, на кораблях и островах, на одрах и оружиях, в брачных чертогах, на золотых и серебряных сосудах, на стенах. Ибо мы не стыдимся креста, напротив, он нам дорог и достолюбезен всюду, где только может быть изображен».

Что касается изображения креста движением руки во время молитвы или благословения, то нет сомнений, что это очень древний обычай, восходящий к 1-му веку. Понятно, что в те времена он не был унифицирован, как сейчас, и может быть не столь распространен. Тем не менее, есть следующее свидетельство 2-го века: «При всяком успехе и удаче при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением».

Не было в древности и определенного и строго установленного сложения пальцев, а также того широкого размаха руки при крестном знамени, которые мы наблюдаем в наши дни. Христиане изображали крест на своем лбу, как им хотелось: одним пальцем или несколькими. Известное нам троеперстие возникло как свидетельство о вере христиан в Святую Троицу не ранее 4 века. Двоеперстие, обозначающее веру христиан в богочеловечество Христа, –– не ранее 6-го века. На данный момент и та и другая форма считаются общеупотребительными в Русской Православной церкви.

Что касается формы креста, то для православных христиан не имеет значение, будь она четырехконечная, шестиконечная или восьмиконечная. Так сложилось, что русской изобразительной и архитектурной традиции ближе известный всем восьмиконечный крест, что не мешает другим поместным православным Церквям использовать другие виды креста. Через форму восьмиконечного креста русская традиция старается воспроизвести некоторую историческую правдивость, обозначая верхней маленькой перекладиной ту табличку с указанием вины Христа, что повелел прибить Понтий Пилат, а нижней –– подставку, на которую опирались ноги распятых.

О символизме креста

Нужно понимать, что сам по себе крест вне связи его с распятием, смертью и воскресением Христа для христиан ничего не значил и не значит. Он не несет и не нес в себе ничего магического и волшебного. Крест  обрел значимость после того, как стал орудием убийства именно Иисуса Христа, и никак иначе. Если бы Христос был убит другим способом, например, мечем, то символом христианства был бы без сомнения меч.

Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что крест оказался простым, ясным и удобным символом для христиан. Во-первых, очевидна его связь с самим Христом. Во-вторых, именно на кресте Спаситель осуществил то дело, ради которого жил на земле: пострадал и умер за людей, за их грех. В-третьих, крест легко изобразить –– это ясный и узнаваемый символ.

Смысл символа –– через зримый образ явить незримое содержание. Поэтому, со временем в христианстве крест перестал рассматриваться только исторически, как инструмент казни, а превратился в богословское понятие. В литературе или богослужении он является в разных аспектах: он означает собой самого Христа; силу Спасителя в Его Воскресении; знак всеобщего спасения от греха и вечной смерти; свидетельство о втором пришествии Христа. Достаточно распространено стремление соотнести крест с так называемым «древом познания» –– райским деревом, из-за плодов которого первые люди согрешили, стали смертны. Через то дерево люди отпали от Бога, через новое дерево –– Крест –– люди вернулись к спасительному богообщению.

О нательных крестиках

Смысл нательных крестиков, как впрочем, и крестного знамения очень прост. Это есть свидетельство христиан о том, что они христиане. Тут два момента. Первый –– чисто практический. Что бы с христианином не случилось, будь то серьезная болезнь или смерть или еще что-нибудь, все вокруг должны понять, что он –– именно христианин и не оставить без удовлетворения религиозную сторону его жизни. Речь идет о последней исповеди, причастии, об отпевании, о молитве  в храмах и т.д.

Но есть и другое, более важное, значение. Становясь христианином через Крещение, человек произносит важные слова. В храме, в присутствии священника, понимая, что его слышит Сам Бог, крещаемый отрекается от сатаны и злых дел и свидетельствует о своем сочетании, соединении со Христом, называя Спасителя своим Господином. Мы привыкли к слову Господь, но часто забываем, что оно означает не что иное как господин –– то есть полноправный хозяин. Таким образом, в Крещении христиане становятся гражданами Божьего Царства, они становятся подданными Самого Христа и во всеуслышание это подтверждают. Знаком принадлежности к Царству Небесному и служит нательный крестик, одеваемый сразу после Крещения.

Когда христиане говорят о том, что крест Христов является защитой от темных сил, то имеют в виду отнюдь не магические свойства креста, коих он не имеет. Крест  не амулет. Крест можно уподобить дипломатическому паспорту, он говорит о том, что у христиан есть свой Судья, свой Хозяин, свой Господин, и никто из людей и никакие демоны не могут иметь полной власти над человеком, тем более власти духовной.

В заключение добавим, что осеняя что-либо крестным знамением, христиане свидетельствуют, что эту еду или вещь они стараются употребить с благодарностью и во славу Божью. Изображение креста на себе через прикосновение ко лбу, животу, правому и левому плечу давно уже стало внешней формной выражения молитвы, через эти движения и поклоны в богослужении участвует не только разум и чувства, но тело.

Вероучению Православной Церкви, богослужению и праздникам будет посвящен православный лекторий для молодежи при Политехническом музее г. Москвы.  

Смотрите также: