В. Костиков: Не брейте апостола Павла!

   
   

В греческом храме Пресвятой Богородицы в городке Аксьюполис глазам верующих предстаёт фреска, на которой вождь русской революции, «наш дорогой Ильич», представлен в виде брадобрея, стригущего бороду святому Луке. Настоятель храма поясняет, что это «воздаяние» за гонения, которым по инициативе Ленина в России подвергались верующие, монахи и Церковь. А недавно в румынском монастыре на фреске со сценами Страшного суда обнаружены фигуры Гитлера и Сталина. Имеются и более ранние примеры «исторической мести». В Сикстинской капелле в Ватикане туристам показывают знаменитую фреску Микеланджело, на которой в весьма неприглядном виде изображён папа римский Николай III, прославившийся тем, что начал торговать церковными должностями.

«Штрафбат» истории

Ревизия великих деяний и личностей - явление не новое. Императоры, инквизиторы, диктаторы, «кормчие», «дуче», «фюреры», «деятели партии и правительства», объявлявшиеся при жизни чуть ли не святыми, после кончины нередко попадают в исторический «штрафбат». Из мавзолеев они перекочёвывают на городские кладбища, с парадных музейных полотен - в сцены Страшного суда, а из песен и гимнов - в анекдоты.

В переоценке личностей и событий помимо политической конъюнктуры есть и строгая логика. Логика демократии. Чем развитее гражданское общество, чем свободнее пресса, чем разветвлённее независимые институты общества (парламент, суды, прокуратура, пресса), тем сильнее контроль общества за властью и властелинами. И, соответственно, тем больше шансов удержать политиков, возомнивших себя великими, от непоправимых ошибок.

Конечно, и в демократических государствах для популярного (особенно популистского) лидера имеется простор для политических импровизаций. Но демократия ставит вождей в некоторые рамки. У. Черчилль во время Второй мировой войны пользовался огромной популярностью у англичан. Однако, когда Черчилля «стало заносить», британцы решительно его поправили. Несмотря на несомненные заслуги, он был отправлен в отставку с поста премьер-министра уже в 1945 г.

Российские перекосы

В 1914 году русское общество было против вступления неподготовленной России в войну с Германией. Вопреки мнению Генерального штаба Николай II принял личное решение ввязаться в драку. Для спасения Франции русские войска вступили в Европу. Франция была спасена, но русский экспедиционный корпус понёс страшные потери. Мораль армии, воевавшей за чужие интересы, и вековая спайка офицерства вокруг трона были подорваны. Через три года это привело к отречению царя от престола, к кризису власти и большевистскому перевороту.

Российской демократии не везло в ходе всего ХХ века. Вскоре же после захвата власти большевики запретили все оппозиционные партии, обуздали профсоюзы, закрыли все возникшие после Февральской революции независимые газеты. В 1922 году по инициативе Ленина чекисты выслали из страны тысячи независимых мыслителей, политиков, экономистов, религиозных деятелей, журналистов. Политическая и моральная оппозиция большевизму была полностью подавлена, границы - наглухо закрыты. Политика из открытого пространства перешла в кремлёвское закулисье. Контроль за лидерами был утрачен, «мягкие большевики» во главе с Бухариным - ошельмованы и уничтожены. Журналисты были объявлены «подручными партии», искусство подчинено задачам пропаганды.

   
   

Логика демократии

Результаты нам известны: более чем полувековая изоляция от Европы и мира, стратегическое отставание от общеевропейской цивилизации и, наконец, распад империи, потеря союзников, глубокий демографический и моральный кризис.

В послесталинские времена отсутствие дискуссии привело к хрущёвскому экономическому волюнтаризму, к сокращению сельскохозяйственного производства, к дефициту молока и мяса и в конечном счёте - к новочеркасскому восстанию рабочих, подавленному войсками. Отсутствие гласности при проработке политических решений чуть не столкнуло СССР и США в ядерном конфликте в результате Карибского кризиса. А непродуманное «романтическое» перетягивание Кубы в социалистический лагерь привело к тому, что Остров свободы на многие десятилетия стал обузой для советской экономики и не слишком сытого советского народа.

В закрытом режиме принимались и решения о «наведении порядка» в социалистическом содружестве: о подавлении венгерского восстания, о вводе войск в Чехословакию. Советский Союз, пользовавшийся после войны огромной популярностью среди левой европейской интеллигенции, был серьёзно дискредитирован. А вклад СССР в победу во Второй мировой войне и в послевоенное мироустройство стал подвергаться ревизии.

Не надо фресок

Для понимания важности демократии для нормального развития полезно вспомнить и острую дискуссию о переброске части стока сибирских рек на юг - «для улучшения снабжения водой братских республик Средней Азии». У этой затеи, как известно, были мощные лоббисты. Но даже слабые ростки независимости прессы и мнений в позднесоветский период позволили остановить эту авантюру. Куда бы текли сейчас русские воды?

Демократия, конечно, не является панацеей от всех бед. Она не уберегла европейские государства от фатальных ошибок накануне Второй мировой войны. Национальный эгоизм, приведший к мюнхенскому сговору с фашистской Германией, оказался сильнее демократии. Демократия не удержала США от переоценки собственных сил и от ввязывания в войну в Ираке и Афганистане. Но демократия сегодня помогает американцам оценить масштабы ошибок и готовить ликвидацию последствий.

В конечном счёте демократия полезна и для лидеров, даже если она кажется им неудобной и обременительной. Очерчивая границы своеволия, она оставляет им шанс сохраниться в памяти нации если не в качестве апостолов и святых, то, по крайней мере, не фигурантов сцен Страшного суда. Хотелось бы, чтобы наши новые лидеры не брили на фресках ХХI века ни святого  Луку, ни апостола Павла.

Смотрите также: