Дворовый футуризм
Недавно в столице завершился граффити-фестиваль, в ходе которого молодые люди разрисовывали трансформаторные будки и тепловые станции. В самом деле, раз существует такой вид уличного искусства, почему бы не использовать его на благо города?
Во дворах стоят тысячи сооружений, серых и унылых, - речь о тепловых центральных пунктах (ТЦП) и трансформаторных подстанциях. Именно эти объекты чаще всего и привлекают внимание любителей граффити.
«Художникам всех видов и направлений мы предлагаем помечтать красками о будущем. Представьте, в каком бы городе вы хотели жить, какой рисунок на стене вам было бы приятно увидеть, выглянув из окна дома в хмурый день», - было сказано в обращении организаторов фестиваля. Откликнулось около 500 молодых людей. В их распоряжение энергетики предоставили 2,5 тыс. ТЦП и трансформаторных подстанций. Состязание проходило в течение двух месяцев, порядка 400 «коробок» украсили героями сказок, удивительными животными, футуристическими и космическими пейзажами. Многие из них - настоящие произведения искусства. Обладателем Гран-при фестиваля стал Тимур Сафаров . Он отправится в Прагу на международный фестиваль граффити. Кстати, своих художников ждут ещё 5405 тепловых пунктов.
«Зацепиться» не за что
НО ЕСЛИ бы у Москвы с внешним видом всё было в порядке, не существовало бы видеоэкологии, изучающей взаимодействие человека с видимой окружающей средой. «Наши глаза сканируют окружающую среду, ищут, за что бы «ухватиться», - объясняет доктор биологических наук Василий Филин. - Поэтому вокруг должно быть много разнообразных элементов».
Первым «загрязнителем» визуальной среды, по мнению Филина, являются огромные монотонные поверхности. В столице их предостаточно - это голые торцы зданий. «На них нет никаких элементов для фиксации взгляда, - поясняет учёный. - Смотреть на такую стену несколько секунд - всё равно что делать очередной шаг и не чувствовать под ногой твёрдой почвы».
Второй «загрязнитель» среды - поверхности, которые, наоборот, снабжены большим количеством элементов, да вот беда - все они совершенно одинаковые. Изобилие прямых углов и горизонтально-вертикальных линий усугубляет картину. Типичный пример - гигантские дома-книжки на Новом Арбате или прозрачные высотки недалеко от ст. м. «Аэропорт» . Глядя на такую поверхность, мы зачастую не можем чётко выделить объект, на который смотрим.
«Неудивительно, что 72% жителей спальных районов, согласно опросам, хотели бы уехать куда-нибудь, - заключает Филин. - Плохой визуальной средой я объясняю тот факт, что у городских школьников близорукость встречается в 1,5-2 раза чаще, чем у сельских».
Гигантский «сундук»
Бывает и так, что из однородной среды вдруг вырастает гигантский «сундук». Взять Остоженку. Исторически там сложилась 6-7-этажная застройка. Но теперь рядом с бассейном «Чайка» возводят огромный дом.
«В нашем городе очень сложная среда, она вся разновысокая, разномасштабная, - говорит Сергей Скуратов, практикующий архитектор. - Чем-то она напоминает челюсть старого человека, причём небогатого: где-то денег хватило лишь на керамический зуб, а где-то родственники подкинули, и он вставил себе золотую коронку. А где-то рядом досаждают проблемные места. Дело в том, что Москва - не ансамблевый город, а город отдельных домов».
В таких средовых городах, как Париж или Санкт-Петербург, вписать современное здание в историческую застройку значительно легче, так как больше узаконенных ограничений и требований к стилистике зданий. В Москве же хорошей, смелой, новой архитектуры мало. «Вообще же могу сказать, что если нас с раннего детства окружают «плохая» архитектура и «недружественные» пространства города, то и о гармоничном воспитании человека говорить, увы, не приходится», - убеждён архитектор. Может, художники со временем научатся расписывать и высотки?
Смотрите также:
- Ученые определили, что счастье всегда остается с человеком →
- Как укрепить иммунитет без таблеток в 30, 40 и 50 лет →
- 8 способов укрепить иммунитет без лекарств и прививок →