Оздоровит ли нацию преподавание религий в школе?

Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Итак, начиная с 2010 года в 18 субъектах РФ начнется новый этап в развитии отечественного образования, нравственности, культуры. Многим памятны масштабные поиски национальной идеи в 90-х, которые завершились ничем. То есть ответить на вопросы «Кто мы?», «Куда идем?», «Зачем?» мы не смогли. И, как закономерный итог всеобщего брожения - введение основ религиозной культуры, - по общему мнению, и общества, и власти, страну надо спасать.

Ученики с родителями сами выберут предмет:  православие, ислам, иудаизм, буддизм и светские педагоги помогут разобраться во всех тонкостях истории главных религий. И даже убежденным атеистам найдется занятие: они будут изучать основы светской этики. Казалось бы, что проще? Ан нет! В Рунете развернулись такие жестокие дискуссии с использованием и нормативной, и ненормативной лексики, что поначалу казалось, других проблем у России не существует. Новая волна кризиса осенью, скандальные интервью вице-президента США, природные катаклизмы отошли на второй план. Российские блогеры выбирали между двумя абсолютно противоположными позициями.

«Невежество в религиозных вопросах всегда обращается бескультурьем, а в конечном итоге – моральным разложением и деградацией общества, что показали 70 лет безбожия в нашей стране. И если мы хотим жить в правовом цивилизованном государстве, или хотя бы – чтобы в нем жили наши дети и внуки, рано или поздно религия должна занять в нем подобающее место» - так Игумен Сергий (Рыбко) из Москвы поддержал решение Дмитрия Медведева.

«Постоянные заигрывания с православием ещё больше раскачивают остатки стабильности общества российского. Это ж кем надо быть, чтобы сегодня внедрять преподавание основ религии, читай православия в школах многонациональной страны?!» - так прокомментировал последние события пользователь «Ливинтернета» Михалыч.

Блогеры попытались ответить махом на все вопросы российской истории. Заодно и культуры. Конечно, досталось и религии, причем главные сражения велись не по поводу существования Бога, а по поводу нравственности современного общества. «Уровень нравственного здоровья нации определяется не количеством церквей, синагог и раввинов. А кое-чем другим. Пока не поймем этого, так и будем медленно умирать в окружении четырех основных конфессий». В самом деле, поддержали его многие блогеры, по заявлению председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, ущерб от коррупции в первом полугодии 2009-го составил 1 триллион рублей. Каким образом преподавание основ религиозной культуры в школе поможет остановить коррупцию, которая, по мнению, опять же, очень многих, просто неискоренима в России?

Другая проблема: а что такое религия? Может ли кто-нибудь сейчас дать внятный ответ? Похоже, что нет. «Вот кто-нибудь мне объяснит, чем «энергии» и «эгрегоры» принципиально отличаются от христианства со всякими прочими исламами и шиваизмами? А то, бывает, что встретишь человека, который называет себя атеистом, а потом - бац! - эгрегоры посыпались. С энергиями, аурами и астралами. И человек на голубом глазу говорит: «Так, а что такого? В бога-то я не верю...» - восклицает yatsutko в «Живом журнале». И, как будто в поддержку, откликаются на других форумах: «Церковь «сайентологии», основанная американским писателем-фантастом Л. Роном Хаббардом для «очищения» людей, выдает себя за религию. Сайентологи пытаются проникнуть в школы городов-спутников Москвы под предлогом преподавания английского языка».

Как будет выглядеть преподавание основ религиозной культуры в наших многонациональных школах? «Вы представляете сколько начнется словесных перепалок (и не только словесных) по причине того, какая религия лучше! Это будет стопроцентно. Да еще начнутся потасовки между «воцерквленными» учениками и атеистами. Мол, ты чего на религию «не ходишь»? А ты чего туда ходишь?» - и понеслось! И еще представьте, что начнется между учениками, когда одни из них узнают, как должны называть их другие, согласно Талмуду. Или Корану. Или Библии. Ведь начнут друг друга именовать «гоями», «кафирами», «нехристями». Кому нужно сеять такое между нашими детьми?». Но, возможно, представители конфессий помогут нам и нашим детям. Например, протодиакон А. Кураев: «Я для себя решил, что я буду в православной части учебника упоминать о других религиях только в интонации: кстати, буддисты тоже так считают, или: по этому вопросу позиция мусульман и христиан совпадает. То есть без критики». И в то, что протодиакон Кураев сумеет быть толерантным по отношению к своим оппонентам, не верят очень многие, - он слишком запомнился блогерам своими экспрессивными выступлениями на очень многих телеканалах.

Кроме того, в качестве одного из главных аргументов - отсутствие и учебников, и преподавателей. «Полагаю, что преподавание закона Божьего в школе недопустимо. Детям всех классов надо выделять строго определённые часы и классы - по одному классу с оборудованием для каждой основной мировой религии - а их шесть» - так комментируют в блоге президента его инициативы, хотя ни о каком преподавании Закона Божьего в инициативах президента РФ нет. «Все делается для взращивания тупого быдла - и присоединение к Болонским соглашениям, и продажность образования с появлением массы дешевых контор (как бы вузов), торгующих дипломами о высшем образовании, и уход от фундаментальности высшего образования, и ЕГЭ, и преподавание в школе основ мракобесия. Тупо не понимаю увязывания этики и религии» (hand_file).

Опасения есть. И не без оснований. Так же как есть и надежда, что подобный предмет в школьном образовании пойдет на пользу и верующим, и атеистам. И надежда тоже оправданна. Но дело-то, собственно, не в этом. Пришло время, когда наличие или отсутствие предмета в курсе школьной программы мало что решает. Тем более - в вопросах оздоровления общественного климата. И дискуссии, которые развернулись в Рунете, только подтверждают эту нехитрую истину.

Образование и нравственное воспитание давно вышли за пределы контролируемой сферы общественной жизни. Ни одно направление культурной жизни нашего общества не может похвастаться успехом в деле воспитания подрастающего поколения. Прежде чем спорить о школьных программах, необходимо признать, что школы, как и вузы, давно перестали быть центрами, в которых формируется мировоззрение общества. Количество фанатов футбольных команд, звезд шоу-бизнеса, компьютерных игр давно превосходит количество сторонников тех или иных конфессий. Так же и работа политических партий в попытках сформировать то или иное молодежное движение заканчивается ничем.

Новые технологии, Интернет устранили любые границы в коммуникации, и национальные, и языковые, и культурные. Место, где встречаются современники, даже в пределах, увы, одной семьи – Интернет. Сознание современного человека перегружено таким количеством любого рода информации, что надеяться на то, что тот или иной предмет в программе образования может способствовать формированию каких-либо позиций, – нелепо. Знания, образование – не количество информации.

Есть много наук, много конфессий. Нет одного – настоящих ЛИДЕРОВ.

За кем, с кем и для чего идти за знаниями?

Даже основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики.

   
   

Читайте также: Религия в школе. О чем говорил Президент →