- Вопрос от читателя. В начале июня был в киевском метро. Чисто, нет толчеи и сутолоки. Такие же поезда, в вагонах по нескольку телевизоров, смотреть которые удобно с любой точки вагона. Все пенсионеры пользуются правом бесплатного проезда. При этом стоимость проезда в пересчёте на рубли – 9 рублей. В Москве стоимость проезда более чем в 2 раза выше, и постоянно слышно, что метрополитен убыточен, нужно ещё поднять стоимость проезда. Как прокомментируете?
- Я не знаю, в какой период уважаемый читатель был в метрополитене. В киевском метро есть страшная проблема с переполнением, проблема с надежностью перевозок, с модернизацией.
Что касается стоимости проезда, Киевский метрополитен стоит с протянутой рукой. Ему постоянно требуются деньги для решения тех или иных проблем. В Москве этого нет. Суть не в стоимости проезда, а в том, что деньги, которые платятся за проезд, должны в первую очередь направляться на пассажира – на повышение культуры обслуживания, на качество и безопасность перевозки. Поэтому когда мы платим не 9 рублей по-киевски, а 22 рубля в Москве, мы инвестируем в самих себя, в свой комфорт и удобство при перевозке.
- Когда-то в метро в качестве машинистов работали женщины. Почему сейчас набирают только мужчин?
- У нас действительно было время, когда машинистами работали женщины. Это очень надежные и классные были работники. Недавно был процесс, одна ленинградская студентка обращалась в суд, потому что ей отказали в принятии на работу в качестве помощника машиниста. Я не до конца понимаю здесь наших законодателей, которые запретили эту профессию для женского труда. Современные поезда – это другой уровень техники. Машинист фактически оператор поезда. Как показывает практика, в таком монотонном режиме работы женщины более устойчивы психологически. Но закон есть закон, нам надо его соблюдать. Надеюсь, приду времена, когда женщинам опять можно будет работать машинистами Московского метрополитена. Я думаю, это хорошая для женщин работа.
- Существует ли метро-2?
- Я бы удивился, если бы его не существовало.
- Почему при мойке новых составов типа «Русич» не закрывают форточки в вагонах, вся грязь остается на сиденьях и светлых стенах вагона?
- Замечание серьезное. Могу сказать, что, конечно, мы обязаны закрывать форточки или же потом приводить салон в надлежавшее состояние. Этот вопрос возьму на карандашик, посмотрим, проверим. Недавно обсуждали вопросы мойки поездов типа «Русич». Сейчас занимаемся модернизацией наших моечных устройств. В любом случае это наши проблемы, поезда должны быть чистыми. Спасибо за замечание. Надеюсь, что это все-таки не система, а исключение из системы.
- Скажите, пожалуйста, почему в новых составах вместо перегоревших ламп дневного света ставят другие, с другой световой температурой? Свет от них ярко белесый, там неприятно находиться, давит на глаза.
- Это может быть просто нарушение технологии, которое можно поправить. Мы обращали внимание, и машиностроители, которые направляют нам новый подвижной состав, стараются, чтобы спектр освещения был близок к обычному дневному свету. Это очень важно. Это наша вина, мы посмотрим очень внимательно. Если техническая документация предусматривает возможность установки того или того, в вагоне должны быть лампы одного типа, иначе это дискомфорт для пассажиров.
- Каким образом можно устроиться на работу в ГУП «Московский метрополитен»?
- Мы полностью укомплектованы, принимаем людей только на те вакансии, которые появляются, когда человек увольняется. По мере выбывания мы принимаем людей. Надо обращаться в отдел кадров, позванивать туда, в случае возникновения вакансий мы предложим.
- Когда в метро перестанут пускать попрошаек, нетрезвых граждан?
- Думаю, бродячие собаки – проблема Москвы, а не метрополитена. Общество делится на любителей и нелюбителей собак. Вероятно, правы и те и другие, здесь нет середины. Наличие такого количества бездомных животных в городе недопустимо, я считаю. Хотя я любитель животных, считаю, что здесь надо поступиться демократией и принимать более жесткие меры к уменьшению поголовья бродячих собак в Москве. Что касается пьяных, попрошаек и бомжей, ежедневно несколько тысяч человек не допускаются в метрополитен. К сожалению, кто-то находит возможности все-таки проникать в метрополитен. Может быть, и через наши турникеты, купив билет.
- На некоторых станциях метро, в том числе и на новых, указатели станций, направлений, расположены в таких неудобных местах, что их с трудом можно отыскать. Кроме того, на выходе указатели зачастую загорожены многочисленными киосками. Можно как-то устранить существующие неудобства? И продолжение вопроса - по поводу того, что довольно большое количество иностранцев бывает в метро, им не очень удобно пользоваться.
- Я удивляюсь, как мы заботимся об иностранцах. В Лондонском метрополитене не пишут на кириллице, японскими иероглифами тоже. А вот в России должны писать. Скоро заставят писать и китайскими иероглифами. Я убежденный глобалист, но почему-то такой проблемы в Германии не ощущается, хотя немецкий язык не очень распространен в мире. У нас есть цветовая система линий, как принята во всем мире, поэтому здесь я не вижу проблем. Мы такие гостеприимные люди, хотим быть святее папы Римского, всем угодить.
Что касается визуальной информации, эта тема находится постоянно в поле зрения. Практически каждый год проводится анализ состояния визуальной информации, выявляются узкие места и по замечаниям пассажиров, и по нашим наблюдениям. Эти изменения вносятся. Наверное, мы не до конца учитываем, что в Москве за последние 15 лет уже половина населения не знают станций, не узнают их по внешнему виду, как те, кто с детства катаются на метрополитене. Что касается киосков, это беда, связанная с тем, что визуальная информация, утвержденная структурами городских организаций, потом заставляется объектами, не имеющими отношения к метрополитену. Это беда роста. Ликвидируем понемногу.
- Правда ли, что вы планируете ребрединг знака метро?
- Нет. И увеличение буквы М не планируется. Существует куча людей, которые хотят быть сопричастными. У нас есть зарегистрированный товарный знак. За все время существования метрополитена он не менялся. Менялась только система подсветки и оттенок буквы – то темнее, то светлее. Сейчас мы возвратились к тем цветам буквы М, которые были при пуске Московского метрополитена. Мы ведем постепенную замену, возвращая цвета изначальные. Изменили подсветку на светодиодные жгутики, которые общий контур освещают. Мы не отходим от нашей классической буквы М.
- Вы знаете про мужика, который по утрам продает билеты с рук на Выхино?
- Это человек с официальной справкой. Он стоит на учете в психдиспансере. Мужик честно в кассе метрополитена покупает билеты. Он не берет сверху даже ни копейки. Был у меня на приеме, говорит: а мог бы я оптом купить и продавать трудящимся билеты? Выхинский человек – это легенда. Первоначально его хватали, арестовывали, руки крутили. Он нигде не работает, нашел себе такое занятие. Предъявить что-то ему практически невозможно.
Что касается прочих, которые стоят и продают – обратили внимание, больше не стоят? Со 2 июня нет этих людей. Как это – это небольшая тайна Московского метрополитена.
- Как вы боритесь с безбилетниками?
- Это проблема всех видов транспорта во всем мире. Всегда есть категория людей, которая желает совершить подвиг путем бесплатного проникновения куда-то. Это существует всегда. Мы придумываем способы борьбы с ними, они - с нами. На сегодняшний день доля таких людей, которые недобросовестны к своим коллегам-пассажирам, которые едут рядом с ними и полностью оплачивают свой проезд, они едут за их счет, составляет примерно 0,1%. Для борьбы с ними нужно вложить гораздо больше денег, чем мы потеряем от того, что они будут обманывать едущих с ними рядом людей. Это не та цифра убытка, которая серьезным образом может повлиять.
Была другая серьезная проблема. Было организовано мощное производство поддельных билетов. Борьба была с помощью правоохранительных органов, вся цепочка была арестована, несколько групп. Преступный бизнес, чем интересен – одних взяли, другие говорят: мы сделаем по-другому. В конечном итоге, убедившись, что борьба с помощью репрессивных мер бессмысленна, мы решили эту проблему.
Специально для Московского метрополитена выпускается чип, который находится в нашем билете, с официальным признаком, который вносится в кристалл на стадии его выращивания. И все, система свой-чужой работает. Есть определенные обязательства с фирмой-изготовителем кристаллов, что они из изготавливаются только по нашему заказу. С этим признаком больше ни одно юридическое или физическое лицо кристаллы получить не может. Это зарубежная фирма, но мы уже тестируем наши отечественные кристаллы с аналогичным признаком. Это завод «Микрон», Зеленоград, наши партнеры по этой работе. Мы заканчиваем цикл тестирования.
- Когда появятся стационарные туалеты в метро?
- Я против их появления. Туалеты должны появляться на поверхности города, как это сделано во всем мире. Пассажир в любом случае пешеход и наверху это сделать проще,
- Будут ли вагоны и далее художественно оформляться по типу тех, что уже есть?
- Когда что-то становится массовым, это уже неинтересно, не воспринимается. Поэтому таких, как поезд «Акварель»… Он должен быть один. В планах - нас ожидает художественная галерея на Воробьевых горах.
- В метро снизился пассажиропоток, как это на вас отражается?
- В этом году снизился пассажиропоток и снизилась выручка. В июне мы недополучили примерно 290 млн. рублей в кассу, потеря перевозки примерно 7%. Естественно, мы пересматриваем свою программу по модернизации, пересматриваем ряд программ, которые не являются жизненно необходимыми, для сокращения расходов, других источников для совершенствования нашей работы не существует. Но мы не можем пропорционально снижать объем перевозок. Московский метрополитен перегружен. У нас перегрузка отдельных линий от 120 до 140%. Снижение пассажиропотока на 7% оставляет метрополитен перегруженным. В часы пик нагрузка такая же, просто час пик идет полтора-два часа, а не 3-3,5, как в прошлом году. В период пик количество поездов не снимешь. В результате экономия ресурсов, которые мы планируем получить по специально созданной программе, где защищенными статьями являются социальные статьи по социальной защите работников метрополитена, статьи по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, они обеспечены полностью, всего около 3% снижение расходов. Но дисбаланс останется. Мы планировали в этом году получить некоторое количество прибыли, из которой около 4 млрд. рублей мы планировали направить на техническое перевооружение метрополитена, но это сводится на нет и приходится на эту же сумму корректировать программу.
Продолжение беседы:
Дмитрий Гаев: какие станции метро откроются в будущем?