На устранение последствий катастрофы в Керченском проливе потребуется 10 лет

   
   

Все это последствия страшной катастрофы, произошедшей 11 ноября в Азовском и Черных морях. Тогда крушение потерпели сразу семь судов, часть выбросило на берег, а три корабля пошли ко дну.

Ущерб, по мнению начальника Азово-Черноморского территориального управления Госкомрыболовства России Николая Безирганина, составил 304 млрд. рублей. В эту сумму входит и непосредственный ущерб, и последствия, устранять которые придется в ближайшие 10 лет. Сейчас берег от мазута очищают сотни людей со всего края. Добровольцы трудятся посменно, некоторых командируют с крупных предприятий целыми группами.

Больше всего из-за катастрофы пострадали коса Тузла, которая находится на стыке Черного и Азовского морей, и коса Чушка.

Сейчас гигантских пятен мазута, которые наблюдались в первые дни после катастрофы, на поверхности моря нет. Часть нефтепродуктов выбросило на песчаные пляжи, другая осела на дне или дрейфует в толще воды.

Самыми беззащитными в этой ситуации оказались птицы. На косе Чушка мертвых пернатых несколько десятков тысяч. В основном это лысухи, утки, бакланы и цапли. Экологи и работники местных охотхозяйств как могут спасают их, но рук попросту не хватают.

- Единственный способ отмыть пернатых от мазута - использовать обычные средства для мытья посуды, - рассказал «АиФ-Юг» пресс-секретарь регионального отдела «Российский Кавказ» Всемирного фонда дикой природы Александр Левченко. – Но отмыть это пол дела. Вместе с мазутом смывается весь теплый покров, который спасает птиц от холода. Если пернатых не поместить в теплые отстойники, они попросту околеют. Таких центров на нашем побережье нет. Но очень сильно помогают егеря и охотхозяйства, которые помещают птицу в вольеры, где держат подсадных уток для охоты.

   
   

Но людей, которые помогают птицам, все же очень мало. Отмыть всех просто не успевают и птицы умирают в страшных муках.

Все силы сейчас брошены на очистку моря и побережья. Грузовые машины колоннами вывозят мазут и прочие нефтепродукты, которые складируются в районе поселка Сенного. Никаких условий для утилизации там нет, а это значит, что это временное место хранилища отходов. Кстати, экологов сюда категорически не пускают.

Пока не ясно, что же с затонувшими бочками, в которых хранилась сера. Сейчас их обследуют водолазы, если они действительно герметичны, то опасности сера пока не несет. Кстати, дохлой рыбы на берегу сейчас не много, в основном выброшены мертвые моллюски. А это значит, что качество воды просто катастрофическое, сказали нам экологи.

- В четверг на берегу нашли двух мертвых дельфинов, - рассказали нам экологи, - Скорее всего жертвы будут еще. Дело в том, что пролив - место скопления рыбы, и дельфины приходят сюда на кормежку и попадают в нефтяную ловушку.

Сейчас в Керченском проливе категорически запрещен лов рыбы не только крупным промысловым судам, но и простым рыбакам с удочкой. На акваторию Черного и Азовского морей это распоряжение не распространяется. Кстати, по мнению экологов, если не очистить дно и толщу воды от мазута до наступления лета, то с потеплением нефтепродукты начнут всплывать на поверхность. И этот процесс может растянуться на несколько лет. Естественно, что в районе катастрофы купаться будет просто небезопасно для здоровья. А ведь здесь расположены детский лагерь Бригантина и более десятка мелких гостиниц и туристических баз.

Комментарий специалиста

- В свое время, когда я был начальником «Кубанрыбвода», мы были категорически против стоянки в Керченском проливе судов с серой, нефтепродуктами, сыпучими грузами. – говорит Александр Никитенко, замначальника ФГУ «Азчеррыбвод», в рыбной отрасли 43 года. - Но лет 7-8 назад Краснодарский комитет по охране природы ее временно разрешил. А временное стало постоянным. Мало того, что между островом Тузла и мысом Тузла сливали нефть из судов-пятитысячников в танкеры грузоподъемностью 100-150 тысяч тонн, так в «Порту-Кавказ» были построены емкости для накопления нефтепродуктов. Оттуда грузили нефть на небольшие суда и доставляли на большегрузы в район мыса Тузла. Это чревато последствиями для экологии порта и Керченского пролива - риск загрязнения очень высокий.

Когда мы говорим о вреде экологии, чиновники ссылаются на доктрину развития кубанских портов, но сам этот документ нам никто никогда не показывал. Кстати, несколько лет назад принято постановление, по которому для отгрузки нефтепродуктов определены два порта - Туапсе для светлых, и Новороссийск для темных. А делать это в проливе, с одного судна на другое, без надлежащих мер безопасности, значит, подвергать природу лишнему риску. Я считаю, что перевозку нефти танкерами по Азовскому морю и Керченскому проливу необходимо прекратить. А транспортировать ее только по нефтепроводам по суше.

Владимир Вербицкий, Андрей Нимченко

Смотрите также: