В российских школах плохо обучают учеников

Мы беседуем с организатором турнира Николаем КОНСТАНТИНОВЫМ, математиком, который разрабатывал методики преподавания ещё во времена СССР.

   
   

 

Потусоваться

- Олимпиады были неотъемлемой частью советского образования. Победы повышали авторитет школ. А что сейчас?

- Значение олимпиад всё то же. Но появилось много формализма. Департамент образования как-то пообещал, что участие школ в Турнире Ломоносова будет засчиты-ваться как лишний балл при оценке их работы. И это привело к плохим последствиям. В течение многих лет число участников турнира не превышало 700-800 чел. А в этом году достигло 8,5 тыс. Казалось бы, массовость - хорошо. Но половина участников обеспечивается 5-6 школами, которые гонят на турнир почти всех своих учеников. Ещё из 300-400 школ приезжают по одному-два человека. Подавляющее же большинство (в Москве вместе с частными около 2 тыс. школ) вообще никого не присылают.

- А каков уровень подготовки участников?

- Как раз из-за массовости многие приходят на олимпиады неготовыми. Для них это, как правило, возможность потусоваться, провести время в выходной день, получить книжки в подарок. Бывает, они дожидаются: «О, наша Марьиванна ушла!» - собирают портфели и убегают. Лучше бы тратить это время на самообучение. То есть энтузиазм и учеников, и преподавателей направлен не в то русло: они готовы посещать 10-20 олимпиад в течение года, но при этом не хотят учиться!

   
   

- И результатами не блещут?

- На физфаке МГУ проводили олимпиаду. Мне сказали: «О, у нас рекордное количество девятиклассников пришло в этом году!» А потом выяснилось, что почти никто ничего не решил и приглашать на второй тур некого. В одном классе, где я работал, ученики разработали систему: кому и когда, сверяясь по секундомеру, выходить в туалет, чтобы обмениваться решениями. Об одном забыли договориться: кто будет решать задачи? Так и остались ни с чем. Вообще же, Москва теперь нередко уступает по уровню подготовки к олимпиадам таким городам, как Киров, Челябинск, Нижний Тагил. Оттуда всё чаще появляются сильные ребята.

 

Дорога вниз?

- Если такое происходит с «олимпийцами», что говорить о школьниках в целом?

- Сильнейших всегда мало. На всю Москву их сейчас не больше ста, если говорить о математиках. Но при этом они, нынешние призёры олимпиад, не слабее своих сверстников 20- или 40-летней давности. Кроме того, прекрасно владеют компьютером. А вот средний уровень, похоже, упал. В большинстве школ вообще не учат толком.

- Проблема в преподавателях? Говорят, порой они уступают в уровне знаний ученикам.

- Один директор школы возмущался: как это, ученик решил задачу, а учитель не может? Что ж это за задачи такие? А задачи обычные, из журнала «Квант». Школьники их решают, показывают преподавателю, а тот НЕ ПОНИМАЕТ решений. При этом он сам выпускник мехмата МГУ! В чём же дело? А в том, что он много лет работает в школе, но не интересуется новыми знаниями. Ему не до этого -от него постоянно требуют чего-то постороннего, не имеющего отношения к его специализации. Приходит в класс пожарный инспектор: «Снимите с окон занавески, это нарушение правил безопасности!» Потом приходит кто-то другой: «Повесьте занавески!» Цветы надо поставить то туда, то сюда. От директора требуют вести журналы посещения уроков, и у него на другие, более важные дела не остаётся времени. Бюрократии в школе стало несоизмеримо больше, от чиновников нет отбоя. Учитель замотан - вот главная проблема! Например, в Канаде, в провинции Альберта, где мне доводилось бывать, профсоюз преподавателей защищает их от чиновников, даёт спокойно работать.

- Какие предметы сейчас интересуют московских школьников больше всего?

- Я спрашивал у своих учеников, какие науки они относят к наукам XXI века. Ответы такие: генетика, информатика и экология. Только дело в том, что все эти науки отвечают уже осознанным нами потребностям. Но есть те, о которых мы ещё не догадываемся. Например, узнать, как устроено человеческое мышление, память. Иначе говоря, создать искусственный интеллект. Спрос на научные разработки в этой области будет постоянно расти, потому что они найдут практическое применение, скажем, в сфере обслуживания. Вот пример. В сети магазинов трикотажа каждый день фиксируют вопросы, которые задают покупатели. И пересылают их в центральный офис. В месяц набирается 100 тыс. вопросов, их забивают в компьютер, но как их отсортировать, чтобы распределить по экспертам? Ведь кто-то «отвечает» за лифчики, а кто-то - за колготки, кто-то - за нейлон, а кто-то - за капрон. Нужна программа, которая проведёт лингвистический анализ текста и определит, кому что переслать. Это и есть разработки искусственного интеллекта. За ними, я считаю, будущее. Но это лишь одно из многих направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СТОЛИЧНЫХ ШКОЛАХ
Форма Как строится образовательный процесс Кому подходит
Очная Стандартное ежедневное посещение школы.  
Заочная В группе - не менее 9 чел., проходящих про¬грамму одного класса. Дети приходят в школу для написания контрольных и лабораторных работ, сдачи экзаменов. Всего 504 часа в учебном году. Контакт с учебным заведением может поддерживаться посредством Интернета. Тем, кто не может посещать школу ежедневно (дети больные, асоциальные, участвующие в спортивных соревнованиях, киносъёмках и т. д.).
Экстернат Ускоренное обучение, в котором большая часть программы усваивается самостоятельно. Посещать школу не нужно ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год. Тем детям, которым необходимо иметь боль¬ше свободного времени (скажем, для подготовки в вуз или участия в олимпиадах, учёбы на курсах за границей и т.д.).
Индивидуальное образование на дому Школьные педагоги посещают учащихся на дому. Малышам с 1-й по 4-й класс положено 8 часов в неделю, с 5-й по 7-й - 10 часов, 8-9-й -11 часов, 10-11-й - 12 часов еженедельно. Детям с ослабленным здоровьем (согласно списку заболеваний, утверждённых Минздравсоцразвития РФ)
Семейное образование Родители сами занимаются образованием детей. В школе проводятся промежуточ¬ные аттестации ребёнка. Свидетельство об образовании выдаётся в школе после сдачи выпускных экзаменов наравне с остальными детьми. Тем же, кому подходит индивидуальное образование на дому.

Согласно постановлению правительства Москвы от 25.09. 2007 г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений г. Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

P.S. Любая форма образования для юных москвичей в образовательных учреждениях города с госаккредитацией бесплатна. Выбор формы обучения всегда согласовывается с родителями школьника. Претендовать на золотые и серебряные медали могут все школьники вне зависимости от формы обучения.

 

 

 

Смотрите также: