Обмана нет. Почему москвичи платят за электричество по разным тарифам?

Переехал с дачи в Москву и начал разбираться с платёжками. Удивился заметно выросшим суммам в строчке «электроэнергия». То ли мне насчитали лишнего, то ли (как уверяет меня жена) тарифы на свет выросли больше чем на возможные 10%.

   
   

П. Прохоров

Кто цифры попутал?

Это не единственное письмо наших читателей «про свет» — кто-то даже самостоятельно подсчитал, что тарифы на электроэнергию выросли примерно на 13%. Давайте разбираться — так ли это. Есть распоряжение мэра Москвы № 1140-РМ (от 18.12.2014), где действительно прописано, что в 2015 г. плата за коммунальные услуги не может вырасти больше чем на 10%. Соблюдается ли этот документ?

За 1 кВт.ч москвичи отдают сегодня 5,03 руб. — если у них стоит однотарифный счётчик. (Таких осталось немного, потому что их массово меняли по всей Москве, ну а новостройки давно уже оснащаются в основном многотарифными приборами учёта электроэнергии.) Когда в квартире установлен трёхтарифный агрегат, то ценник за свет «плавает» от 1,43 руб./кВт.ч (ночью) до 5,58 руб. (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00). И если сравнивать эти цены с теми, которые были до 1 июля 2015 г., действительно получится, что однотарифные «квитанции» подорожали на 7,5%, а многотарифные — на 13,5%. Но средний рост цены на электроэнергию укладывается в обещанные 10%, если сложить вместе все варианты столичных тарифов на ток для разных групп населения — обитателей квартир с газовыми и электроплитами; проживающих в домах со стационарными электроотопительными приборами, а также жителей Новой Москвы (многие из них платят по пониженным ценникам «для сельского населения»).

Кстати, почему ставки подорожали так неравномерно и почему утренний тариф дороже круглосуточного? Этому тоже есть логичное объяснение.

«Учёт электроэнергии с привязкой ко времени суток — это система, результативность которой подтверждена общемировой практикой, — объяснил “АиФ” Павел Гребцов, председатель столичной Региональной энергетической комиссии. — Москвичи, чьи квартиры оснащены многотарифными приборами учёта, могут сократить свои платежи за электроэнергию в среднем на 20-25%. Для города такая система оплаты очень нужна, ведь в течение суток электростанции нагружаются неравномерно (пик приходится на утро и вечер, а ночью энергетики вынуждены резко сокращать выработку данного ресурса). И резкие изменения в нагрузке негативно сказываются на техническом состоянии оборудования. Тарифы по зонам суток стимулируют потребителя использовать энергоёмкие бытовые приборы в ночное время. Когда москвич понимает, что пользоваться бытовой техникой поздно вечером и ночью в 3,5 (!) раза дешевле, чем днём, наверно, он будет запускать стиральную или посудомоечную машину именно во время действия экономного тарифа». И ещё один нюанс. Как должны различаться ставки между собой, решает не Москва, а Федеральная служба по тарифам. Именно она определила, что плата за электроэнергию в самое популярное пиковое время должна быть минимум на 20% дороже одноставочного тарифа (считающего круглые сутки по одной и той же цене).

Напомним, если расходы на содержание квартиры стали для вашей семьи слишком

обременительными, стоит проверить, не полагается ли вам бюджетная помощь. «Город предоставляет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг более чем для полумиллиона московских семей, — говорит Максим Решетников, руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы. — Субсидию могут оформить те, у кого расходы на данные услуги превышают 10% от бюджета. Каждая такая семья получает от города около 1400 руб. в месяц, а общий объём выплат составляет более 11 млрд руб. в год».    
   

Даёшь свет и работающий лифт!

Квартирные счётчики этой осенью привлекают внимание не только жильцов. В Москве появились мошенники, которые под видом сотрудников «Мос­энергосбыта» звонят в квартиры и устраивают перед доверчивыми гражданами спектакль на тему: «А у вас счётчик (щиток, провода) чуть ли не искрится! Надо срочно менять!» Одной из последних жертв лжеэлектриков стала москвичка Наталья Реутова из района Алтуфьево. Пара жуликов заморочила женщине голову якобы неисправным прибором учёта, содрала за ковыряние в щитке несколько тысяч рублей, оставила липовую квитанцию и смылась. А через несколько дней щиток загорелся, и только потому, что хозяйка была дома, удалось избежать пожара. (Как не попасться на удочку таким мошенникам — см. инфографику.) Сотрудники «Мосэнергосбыта» могут прийти к вам и проверить приборы учёта электроэнергии (не чаще 1 раза в полгода). Но если счётчики установлены в квартире, то время должно быть согласовано с жильцами заранее!

 

Часто читатели спрашивают: а могут ли на законных основаниях лишить света в общем коридоре? Могут, если ваша управляющая компания не перечисляет поставщикам деньги за электроэнергию, использованную на содержание общедомового имущества (лифты, освещение в подъездах и другое оборудование). Когда накапливается долг за несколько месяцев, компания-поставщик может на короткое время отключить в доме свет. Как случилось недавно на ул. Академика Скрябина на юго-востоке (там 3 сентября с 9.00 до 18.00 в подъездах было темно и лифты не работали). Скажете, при чём тут жильцы, если виновата организация, обслуживающая дом? Но ведь договор на поставку энергоресурса заключён не с собственниками, а именно с организацией, и отключают электричество не в квартирах, а в местах общего пользования. Такая мера заставила ДЕЗ района Кузьминки (он обслуживает дома на ул. Академика Скрябина) быстро оплатить долг в 2 млн руб.

И подобные случаи не редкость. На прошлой неделе тёмные подъезды лицезрели жители нескольких домов Зеленограда, потому что ГБУ «Жилищник района Савёлки» никак не соберётся перевести 18,8 млн по счетам, среди которых есть даже те, что выставлены год и более назад.

 «Просроченная задолженность компаний из ГБУ “Жилищник” составляет на сегодняшний день порядка 35,5 млн руб., — рассказал “АиФ” Вадим Надточиев, начальник службы корпоративных коммуникаций “Мосэнергосбыта”. — Совершенно непонятно, почему в одних районах сотрудники этих учреждений в срок отправляют деньги, а их коллеги из других районов “забывают” расплачиваться за полученные услуги. Отключение лифтов и освещения в подъездах — это вынужденная мера, о которой мы заранее извещаем и прокуратуру, и префектуру, на территории которой работает управляющая компания». Жильцов также предупреждают, чтобы отключение света не застало их врасплох. Но плохая работа управдома — повод для перехода к другой обслуживающей организации, которая своевременно платит по счетам. Не забывайте об этом.