Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сейчас проверяет тарифы на ЖКУ и электроэнергию в Северо-Кавказском округе. По мнению ФАС и Минэнерго, власти некоторых республик искусственно занижают коммунальные расценки.
«АиФ» изучил сотни таблиц Росстата с тарифами на коммунальные услуги в разных городах страны и пришёл к выводу: расценки от региона к региону могут отличаться почти в 20 раз (см. инфографику). Как такое возможно на территории одного государства? Понятно, что страна большая, климатические условия и себестоимость ресурсов разные... Но почему в несколько раз отличаются тарифы даже в соседних регионах?
«Чтобы разобраться в тарифном хаосе и понять, почему в каком-то городе страны вода стоит в 10 раз дороже или дешевле, надо поднимать историю региона за последние 20-25 лет и смотреть, какие там работали губернаторы, мэры и какие они принимали решения, - говорит Валерий Гальченко, член Комитета ГД по энергетике. - Если мэр избирался и хотел понравиться народу, то он придерживал тарифы. Если был связан (финансово, родственно) с поставщиками ресурсов, то повышал платежи. Чем сильнее влияние поставщика, тем больший тариф он себе может выбить. Было так: кто первым до губернатора добежит, тот и получит большую цену. Обычно лидировали газовики, вторыми прибегали электроэнергетики. Тепловики и водоканалы не такие мощные и монополизированные (если, конечно, не ручные), им доставались остатки».
Свет для ветерана
В феврале 2016 г. областной суд Нижнего Новгорода признал тариф энергетиков, утверждённый местной службой по тарифам, завышенным и экономически необоснованным. Прокуратура обнаружила, что нижегородцы платили не только непосредственно за электричество, но и за такие «непроизводственные» расходы компании, как вневедомственная охрана, самореклама, и др. «За 2015 г. жители города переплатили больше 29 млн руб. Этот пример довольно типичен для России, просто в других регионах никто не копнул и до суда не довёл, - считает Владислав Егоров, заместитель председателя нижегородского парламента. - Причём вопрос о завышенных энерготарифах мы ставили ещё в 2011-2012 гг. Тогда энергетики выплатили акционерам дивиденды на сумму 1,5 млрд руб. Откуда такой доход, если компания энергию не генерирует, а занимается её перепродажей населению? Только из карманов людей! Главная причина такой вседозволенности - монополизм.
Конкуренции нет, поэтому поставщик устанавливает расценки, какие захочет, а население плати! Помню, пришли поздравлять ветерана войны, а у дедушки в квартире темно, одна лампочка горит... Говорит: «Экономлю, иначе не заплатить». Как досадно стало, что ветеран впотьмах сидит, а кто-то миллиарды за его счёт получает!»
«Казалось бы, в 2014 г. государство придумало, как бороться с галопирующим ростом тарифов, - говорит депутат В. Гальченко. - Каждый год устанавливается предельный индекс роста платежа за коммунальные услуги. В 2016 г. в среднем по России он равен 4%. Но, во-первых, «плясать» начали с разных стартовых позиций. Во-вторых, даже при наличии индексов есть возможность для манипуляций. Горсовет вправе сделать его выше или ниже. Вот и получается, что в одном городе «коммуналка» с 1 июля 2016 г. подорожает на 2%, а в другом - на 10%. Помню, в одном из регионов правительство установило рост платежа на 4%, а губернатор внёс предложение в парламенты трёх крупных городов о повышении на 15%, и депутаты его подмахнули. Причём оформили документ тихо, в последний день, когда это было разрешено по закону».