Более 94% всего жилья в России находится в частной собственности. Это самый высокий в мире показатель. При этом лишь 66% многоэтажек управляются профессиональными участниками рынка, которые обязаны не только следить за текущим состоянием домов, но и передавать информацию «выше» для своевременного принятия мер, проведения ремонтов и так далее. Остальные 34% отданы в руки различных ТСЖ, ЖСК либо вовсе не имеют централизованного управления.
В Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС) на 1 июня 2024 года содержатся сведения о 951 420 многоквартирных домах. При этом данные о степени износа известны лишь о 73% жилья. Остальные же, даже если уже являются аварийными, в статистику попросту не попадают. А вот из тех, о которых в системе известно, 49% нуждаются в капремонте, а 9% находятся в аварийном состоянии. Все дело в том, что на сегодняшний день система управления жилищным фондом не совершенна и не поспевает за ростом числа квадратных метров. Власти уже не раз говорили о том, что система лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоэтажками должна обеспечивать публичность и прозрачность процесса. В том числе при смене способа управления каждым конкретным домом из почти миллиона зарегистрированных.
Проработкой возможных сценариев трансформации системы занималась специально созданная рабочая группа при комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ с участием депутатов и экспертов от делового сообщества: Торгово-промышленной палаты РФ, «ОПОРЫ РОССИИ», «Деловой России», Ассоциации «Совет ЖКХ», НП «Национальный жилищный конгресс и «Новое качество».
«Ситуация такова — существующие правила, перестали быть эффективным инструментом регулирования работы обслуживающих жилой фонд организаций, а органы госжилнадзора трансформировались из контрольно-надзорных в административные. Нынешняя система управления жилфондом не отвечает потребностям граждан, участников рынка и государства, а проведенная работа это подтверждает цифрами. Созданная в свое время система управляющих организаций МКД и механизм лицензирования принесли ожидаемые результаты, первичный порядок по отношению к нулевым годам наведен. Но сегодня лицензирование не является панацеей для получения услуг надлежащего качества. Условия работы для добросовестных и недобросовестных компаний одинаковые, при этом первые с достаточно высоким риском инвестируют в повышение качества обслуживания», — рассказал он.
По словам депутата, рабочая группа привлекла экспертов для проведения сравнительного анализа ситуации: оценивали процедуры допуска участников на рынок, систему контроля и надзора, порядок разрешения споров, стимулирование инвестиционной деятельности, ответственность управляющих организаций, роль органов власти. Что самое важное — мнения спрашивали не только у чиновников, но и у самих жильцов многоэтажек — общались со «старшими домов».
Результатами работы стали три варианта развития: консервативный — с точечными изменениями существующей системы, прогрессивный — с переходом на обязательное саморегулирование и альтернативный — с упразднением института управляющих организаций.
«Важно, что каким бы путем мы ни пошли, необходимо пересматривать функции ГЖИ. Она должна контролировать исполнение закона в данной сфере всеми ее участниками — УК, ресурсниками, муниципалитетами, жителями и обеспечивать контроль за сохранностью и техническим состоянием жилищного фонда. И только! Что, кстати, ничуть не помешает ГЖИ остаться институтом защиты базовых прав граждан на комфортное жильё.
Работа проведена большая, итог — более 100 страниц предложений, не считая приложений. После совместной доработки с коллегами из Минстроя представим документ на рассмотрение в профильную комиссию Госсовета. Возможно, в процессе доработок появятся еще варианты изменений. В любом случае требуется корректировка правил на этом рынке, и мы заняты поиском эффективного решения. Ошибиться здесь нельзя», — заключил парламентарий.
«Представляется, что система обязательного саморегулирования является более комплексным и гибким механизмом, а модель управления, основанная на ней, может стать более эффективной, в частности за счет более широкого спектра механизмов и инструментов, в отличие от системы государственного лицензирования. Переход на систему саморегулирования, помимо прочего, обеспечит сокращение бюджетных расходов на деятельность контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При переходе на обязательное саморегулирование деятельности УК будет проще всего установить экономически обоснованную плату за жилищные услуги», — считает она.
«Подобная некомпетентность негативно сказывается на сроке эксплуатации объектов и на качестве жизни жильцов. Из предложенных вариантов трансформации сектора наиболее эффективным является модель „Прогрессивного“ сценария. Она позволяет более результативно в сравнении с другими моделями реформы вычистить сектор ЖКХ. Ввести объективно контролируемые стандарты качества оценки производимых ремонтных и обслуживающих работ», — рассказал он.