Новые квитанции за жилищные услуги могут шокировать жителей регионов России перерасчетами за воду и водоотведение. Так произошло с жильцами многоквартирного дома 25 по улице Школьная в подмосковной Ивантеевке, где расходы на общедомовые нужды выросли в 93 раза. Редакция aif.ru выяснила, что нужно делать в таких случаях.
Наводнение в Подмосковье
«Наша управляющая организация „Школьная“ в майской квитанции увеличила расходы на воду и водоотведение на общедомовые нужды в 93 раза, — возмущается жительница Ивантеевки Наталья Пентелькина. — В апреле и в предыдущие месяцы с двухкомнатной квартиры на воду и водоотведение в сумме брали 7 рублей 22 копейки, а в мае доначислили 670 рублей 36 копеек».
«В качестве основания для доначисления в квитанции указана „корректировка платы на содержание общедомового имущества“ за 2022 год, — добавила пенсионерка. — Никаких внятных объяснений УК по этому поводу не дает. При тарифе на куб воды в 21 рубль 7 копеек и водоотведение 32 рубля 4 копейки выходит, что на двухкомнатную квартиру, помимо того, что на самом деле потратили сами жильцы, дополнительно записали по 12,6 куба воды. В нашем доме 199 квартир, то есть управляющая компания за один месяц куда-то вылила две с половиной тысячи кубов воды — это целое озеро. И теперь требует его оплатить».
На самом деле ситуация гораздо хуже, рассказала aif.ru жительница трехкомнатной квартиры в доме на Школьной, 25 Наталья Крымская. Ей в майской квитанции сверх обычной платы доначислили 930 рублей на содержание общедомового имущества и предупредили, что будут ежемесячно прибавлять к обычным расходам такую же сумму до конца года. По словам женщины, в целом управляющая организация требует со всех жильцов дома оплатить расход объема воды, сравнимый с существовавшим в советское время бассейном «Москва», который был одним из крупнейших в мире.
«Тарифы на воду у всех жильцов одинаковые, но начислили эту плату за воду в зависимости от площади квартиры, — говорит Наталья Крымская. — Однушки платят меньше, а мы в трешке платим больше. Наша управляющая организация хочет, чтобы мы с одной квартиры до декабря включительно заплатили им 7 440 рублей. За что, я не понимаю? Куда можно незаметно деть такое огромное количество воды? Сама я в месяц по счетчику трачу 4 куба холодной воды, а мне предлагают заплатить за 8 месяцев еще за 140 кубов».
На момент публикации управляющая организация ООО «Школьная» не ответила на запрос редакции aif.ru.
Откуда берется перерасчет
«Если при переходе с оплаты по нормативам на оплату по счетчикам общедомовые приборы учета покажут больший расход коммунального ресурса, то жителям дома придется доплачивать, — пояснил эксперт. — Что касается конкретного случая в Ивантеевке, то цифры расхода воды там действительно большие, но не фантастические. Даже протекающий смывной бачок унитаза в пустой квартире может за месяц „накрутить“ 10-12 кубов на счетчике, не говоря уже о текущей трубе в подвале. Аварийные трубы способны давать перерасход в сотни, а иногда и в тысячи кубов воды ежемесячно».
Новый порядок оплаты потребления на ОДН лишает управляющие компании материального стимула следить за исправной работой общедомовых сетей, предупреждает Кирилл Парфенов. Теперь за все протечки воды из общих труб заплатить придется владельцам квартир. Особенно большие расходы могут образоваться при серьезных авариях, и нормативы жильцов дома от этого больше не защищают. Так что теперь скорее они сами, а не управляющая организация, заинтересованы в качестве работы слесарей и сантехников.
«Кроме того, на практике, хотя и редко, возникают ситуации, когда управляющие организации перекладывают долг тех жильцов, которые не платят за ЖКУ, на все остальные квартиры, — заметил эксперт. — Эти расходы могут быть „зашиты“, в том числе, и в воду на ОДН».
Что делать жильцам
«Если сумма в вашем счете за коммунальные услуги вызывает подозрения, как это произошло в Ивантеевке, необходимо обратиться в Госжилинспекцию или прокуратуру, — советует Кирилл Парфенов. — По результатам обращения будет назначена проверка правильности начислений, произведенных управляющей компанией, тогда все и станет понятно, потому что УК должна будет объяснить механизм образования таких удивляющих цифр».
Первое, что нужно сделать при получении непонятного счета за ЖКУ — обратиться за разъяснениями в свою управляющую организацию, считает эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ) в области ЖКХ Илья Рыбальченко. Большой перерасход и, как результат — начисления в квитанциях на солидные суммы, может быть итогом аварии, неисправного общедомового счетчика, ошибки в расчетах или банальных злоупотреблений.
«В управляющей организации надо выяснить, какими были объемы расхода воды на ОДН в прошлом и позапрошлом году, и сравнить с текущими показаниями, — говорит Илья Рыбальченко. — Дворники и уборщики могут при желании увеличить расходы воды раза в два, но едва ли они увеличат его в десять или сто раз. Помимо неправильного объема воды при расчетах мог применяться неправильный тариф, плюс могут быть проблемы со счетчиком. Если счетчик исправен, объемы и тарифы верны, нужно разбираться, кто несет ответственность за перерасход воды в результате протечки или по другой причине».
В том случае, если диалог с управляющей организацией не дал результатов, следует обращаться в Госжилинспекцию и административную комиссию своего муниципалитета, добавил Илья Рыбальченко. Если и это не помогло, то нужно обратиться к главе района с вопросом о создании конфликтной комиссии, которая займется урегулированием этого вопроса. «В большинстве случаев все эти действия позволяют решить проблему», — подчеркнул эксперт.
«Законодательно мы уже дали возможность после решения общего собрания собственников проводить сверки не раз в год, а ежемесячно, чтобы доначисления происходили пропорционально, — рассказал Сергей Пахомов. — Коллеги из правительства закрепили эту норму в качестве необходимой. Устранены и нюансы с заниженными нормативами, когда стоимость ресурса явно не соответствовала ни экономике, ни здравому смыслу. Их пересмотр в рамках взаимодействия правительства и субъектов РФ завершился в марте».
«Проблема корректных начислений за ОДН уйдет только тогда, когда мы обеспечим тотальный учет потребляемых ресурсов, — подчеркнул депутат. — Дома, которые оборудованы автоматизированными приборами учета — как общедомовыми, так и поквартирными — уже попрощались с непонятными цифрами в платежках».