«Мусорная» реформа в России идёт уже шестой год. За то же время федеральная антимонопольная служба вынесла 286 предупреждений региональным операторам. Но острота вопроса с отходами не снижается, только тарифы растут. С 2019 года, как подсчитали эксперты, плата за вывоз мусора увеличилась в 4 раза.
Старое кресло, включённое в тариф
Вывоз мусора мы оплачиваем регулярно, а чистоту на помойке — или, как её официально именуют, «площадке для накопления отходов» — видим только иногда. Даже вице-премьер Дмитрий Патрушев, курирующий «мусорную» реформу, обратил внимание, что по состоянию контейнерных площадок граждане и судят о работе отрасли. Получается, неуд? Вот только кому: за вывоз мусора с помоек отвечает регоператор, за их содержание — муниципалитет или управляющая компания, а сами отходы туда наваливаем мы. Делаем мы это не всегда правильно, в том числе потому, что имеющееся положение вещей сделать правильно не даёт.
Но суть даже не в этом. В тариф для населения входит вывоз не только твёрдых коммунальных отходов, но и крупногабаритных! То есть за решение вопроса со старым креслом мы уже заплатили. «Тариф же, напомню, с момента начала реформы вырос в 4 раза», — продолжает Крохин.
Нерентабельный отход
Если бы на отходах нельзя было делать деньги, вокруг них не выросла бы вся эта индустрия. Так почему вопрос крупногабаритного мусора и доступных площадок для него не сильно занимает региональных операторов?
Правильно отсортированные и грамотно собранные перерабатываемые отходы — ценный ресурс, вторичное сырьё, подтверждают в ППК «Российский экологический оператор» (РЭО). Наиболее рентабельны для регоператоров алюминиевые банки и пластиковые бутылки, а также чистая и сухая макулатура. На этом компания и зарабатывает помимо перечисленного им тарифа от населения.
На объедках и прочих органических отходах выручить деньги сложнее. А крупногабаритный мусор вообще никакой гарантированной рентабельности не несёт, объясняют специалисты. Там могут встречаться самые разные фракции. Завалят всё битой плиткой — и ничего с ней уже не сделаешь, только вывезти на полигон.
Добавят цифр в платёжку?
Дабы навести порядок с площадками и определить однозначного ответственного за их содержание, в Госдуму внесли законопроект, предлагающий два пути решения. Первый — оплата муниципалитетом расходов на вывоз с контейнерных площадок некоммунального мусора, а также крупногабаритного. Второй — наделить муниципалитеты правом создать отдельные места накопления для этого добра.
Однако деньги есть, мягко говоря, далеко не у всех муниципалитетов, уточняет Крохин.
«Значит, муниципалитет будет вводить дополнительную плату, — говорит он. — То есть нам к тому тарифу, который утверждён для регионального оператора за крупногабаритный мусор, будет устанавливать плату ещё и местная власть? Поэтому, чтобы оценить эту инициативу, нужно точно выяснить, за какие деньги она будет реализовываться. Есть серьёзные опасения, что эти разговоры связаны с тем, что нам хотят добавить цифры в платёжку».
Авторы инициативы спешат успокоить: «Отдельная строка в квитанциях не появится, мы говорим лишь о наведении порядка в сфере», — подчёркивает Колунов.
А порядок в сфере действительно нужен, уверен Крохин. По его мнению, страна не может разобраться с отходами. Даже понимание того, что и куда надо выбрасывать при раздельном накоплении отходов, доступно единицам.
При этом деньги в отрасли крутятся очень серьёзные. Одними только выпусками облигаций ППК РЭО собирается привлечь в этом году 55 миллиардов рублей. Плюс у местных властей есть «окрашенные штрафы» за нарушения экологического законодательства. Но всё это не позволяет добиться одного: сделать так, чтобы нам было удобно пользоваться уже оплаченной услугой и не платить по два раза за одно и то же.