Чёрная метка должника. Как избежать отключения света, канализации и воды?

С наступлением холодов долги за ЖКУ снова стали горячей темой. О желании активнее работать с этой проблемой заявили коллекторы. Сейчас в их руки попадает только 5% задолженности населения. Но Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств заявила, что разрабатывает для коммунальщиков и энергетиков рекомендации, как нарастить такое сотрудничество. К счастью, ждать в гости коллекторов стоит только тем, кто накопил неоплаченных счетов на несколько десятков тысяч рублей. Маленькие суммы им неинтересны.

   
   

Появились новые примеры творческого подхода к сбору долгов. Одна из компаний, управляющая домами в Иркутске, поставила под окнами должников деревянные туалеты. Намёк прозрачный: не заплатите – будете бегать в мороз на улицу.

А Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сообщило об увеличении количест­ва злостных неплательщиков за тепло, свет и воду, которые включены в его базу данных. К ноябрю 2018 г. их стало 29,2 тыс. – на 20,7% больше, чем год назад в это же время. Такие «чёрные метки» управляющие компании (УК) и снабжающие организации теперь присваивают клиентам, которые не заплатили даже после решения суда. Всего в стране 13 таких бюро, и, значит, общее количество неплательщиков, попавших «в историю», ещё больше.

Коммунальщики признают: самые аккуратные клиенты – малообеспеченные семьи и пенсионеры. Но как бы эти люди ни старались, по подсчётам Росстата, 14% из них просто не хватает денег, чтобы вовремя погасить счета за всю «коммуналку». Как себя вести, чтобы не попасть под жёсткие санкции?

Можно ли договориться?

Отключать отопление и холодную воду в многоквартирных домах запрещено. Всех остальных благ цивилизации можно лишиться. Но сначала коммунальщики должны официально известить должника о перспективе отключения и дать ему 20 дней на оплату. Если эта процедура не соблюдена, гражданин может подать в суд. Так поступила жительница Липецкой обл., в квартире которой без предупреждения отключили свет на 22 дня. В сентябре суд обязал электроснабжающую компанию возместить клиентке ущерб в 7500 руб.

«Обычно взыскивать долги УК начинают через 5–6 месяцев после выставления неоплаченного счёта, – рассказывает исполнительный директор Межрегиональной гильдии управляющих компаний Вера Москвина. – Дело это хлопотное, поэтому компаниям проще договориться с должником о рассрочке оплаты. Если вы понимаете, что долги накапливаются, а с деньгами будет туго, – начинайте переговоры по собственной инициативе».

Недавно Верховный суд РФ поддержал в споре с чиновниками жительницу Смоленской области – инвалида II группы. Она была лишена льготы по ЖКУ за долг по взносам на капремонт за 4 месяца на сумму всего в 825 руб. ВС отметил, что сама по себе задолженность не является безусловным основанием для лишения гражданина соцподдержки. Важно учитывать, по какой причине и когда она образовалась, насколько добросовестно вёл расчёты гражданин в прош­лые годы. Теперь льготники могут ссылаться на это решение ВС.

   
   

Кому грозит суд?

«В суд коммунальщики и УК могут обратиться, если долг превысил 3-месячную сумму оказанных услуг, – продолжает Москвина. – Два года назад рассмотрение таких исков было сильно упрощено. Мировой судья может издать судебный приказ, не вызывая ответчика. И дальше за дело берутся судебные приставы, которые принудительно списывают долг с банковской карты или, если это невозможно, продают имущество должника».

Упрощение процедуры привело к тому, что уже в 2017 г. было рассмотрено 5,4 млн исков, касающихся ЖКУ. Средний долг, который взыскивается через суд, по данным НБКИ, составляет сегодня 45 тыс. руб. А направлять информацию в бюро кредитных историй коммунальщики начали с 2015 г. Для них это ещё один кнут, подстёгивающий не­плательщика. Закон разрешает кредиторам из сферы ЖКХ воспользоваться им, если решение суда не исполнено в течение 10 дней. Для банков появление такого факта в кредитной истории гражданина – сигнал о его неплатёжеспособности или безответственности. Вряд ли они в будущем дадут кредит такому клиенту. А любые записи в кредитных историях хранятся в течение 10 лет, напоминает гендиректор НБКИ Александр Викулин.

Смотрите также: