На прошлой неделе стало известно, на сколько вырастут расходы москвичей на жилищно-коммунальные услуги в грядущем году: увеличение ставок на 9,7% - самое низкое за последние 20 лет.
Однако некоторые специалисты считают, что миллиардные дотации от правительства Москвы на самом деле кормят управляющие компании. Так ли это, рассказывают эксперты «АиФ».
Нерадивых станут штрафовать
Для начала проясним ситуацию с жилищными услугами (эта строка называется в едином платёжном документе «содержание и ремонт жилого помещения» и составляет для подавляющего большинства москвичей примерно 20% от общего ежемесячного счёта).
«Существующий тариф не является экономически обоснованным, он регулируется правительством города, - объясняет
Максим Решетников, руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы. - И население (а точнее, 80% москвичей, живущих в обычных домах) платит лишь половину от реальных затрат на содержание и ремонт жилого фонда. Грядущий рост тарифа на 15% означает, что из 24 рублей, которые реально тратятся на содержание 1 м² жилья, 9 рублей будет предоставлять бюджет».
«По графе «жилищные услуги» деньги идут не на поддержку малоимущих или инвалидов, а на финансирование ДЕЗов, которые вовсе не являются социально направленными или бюджетными организациями, - считает
Константин Крохин, председатель правления Союза жилищных организаций. - Но зачем? Субсидии надо выделять напрямую людям, причём не всем, а только тем, кто без помощи города не может позволить себе жить в мегаполисе. Я абсолютно уверен, что с переходом на адресное субсидирование бюджетные расходы сократятся в 10 раз. Нынешняя же система расчётов управляющие компании очень устраивает. Именно поэтому директора ДЕЗов ездят на дорогих иномарках, гастарбайтеры работают дворниками за наличный расчёт. А у москвичей к ним ко всем много вопросов».
На прошлой неделе
мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «Прошу префектов, глав управ и жилищную инспекцию контролировать, чтобы все жалобы жителей тщательно разбирались. К нерадивым управляющим компаниям следует применять все предусмотренные меры воздействия - штрафы и экономические санкции, вплоть до замены компании».
Кто починит счётчик?
Хорошо, а как с коммунальными услугами у нас? «Принятая в Москве система субсидий и льгот позволяет миллионам москвичей оплачивать счета за коммунальные услуги лишь частично, - говорит
Андрей Цыбин, руководитель Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы. - Во всём муниципальном жилом фонде и квартирах ветеранов установлены водные счётчики, благодаря которым москвичи платят только за себя, а не за соседей». А как быть, например, с отоплением, на которое индивидуальные счётчики не установишь, а общедомовые часто неисправны?
«В целях уменьшения платежей граждан, наведения порядка в учёте реального потребления коммунальных ресурсов необходимо навести порядок в работе общедомовых счётчиков тепла, которые сегодня принадлежат монополистам, они их сами установили и сами их обслуживают, - уверен С. Собянин. - Разумеется, постоянно идут жалобы на некорректную работу этих счётчиков. Многие приборы почему-то постоянно неисправны. Необходимо передать все общедомовые счётчики в ведение независимого учреждения. Это позволит исключить приписки и необоснованные завышения платежей. Информация об объёмах потребления основных энергоресурсов должна публиковаться в открытом доступе. Если же монополисты будут не согласны с показаниями приборов, то пусть они доказывают, что граждане потребляют больше, а не наоборот, как сейчас это происходит».
«Региональная энергетическая комиссия Москвы очень сурово подошла к предложениям естественных монополистов, мы установили тарифы намного ниже тех, какие они просили, - продолжает М. Решетников. - Повышение ставок напрямую связано с ростом внутренних цен на газ (он подорожал на 15%). Цены на это топливо никак не зависят от столичного правительства. А ведь они тянут за собой неизбежное увеличение стоимости и электроэнергии, и воды, и отопления на 4,5-5%. Если из 9,7% (принятых на 2013 год) вычесть эти 4,5-5%, получится, что город повысил тарифы на коммунальные услуги всего на 5%. И это подорожание - заведомо ниже инфляции».
Повышение надо обосновать
«Одной из главных причин роста тарифов является ежегодное «конвейерное» регулирование ставок, которое позволяет повышать цены всем компаниям независимо от их прибыльности, - рассказал «АиФ»
Валерий Овсейчук, эксперт Федеральной антимонопольной службы, доктор экономических наук. - Нельзя поднимать тарифы чаще, чем в 3-5 лет. Более того, нужно рассматривать ставки каждой компании отдельно, как в США и странах Евросоюза. Там регулирование тарифа государством происходит только в том случае, если компания с помощью независимой экспертизы докажет, что, работая по старым ставкам, она терпит убытки. Я думаю, что 70% компаний-монополистов не сумеют предоставить убедительных доводов столичному правительству».
Кстати, новые тарифы будут применяться только в отношении москвичей, проживающих на старой территории города. В Троицком и Новомосковском округах их утвердят органы местного самоуправления - так предусмотрено законом Москвы «Об организации местного самоуправления...». Может, там цены на коммунальные услуги станут ещё меньше?
Смотрите также: