Новогоднего «подарка» в виде повышения ставок оплаты коммунальных услуг можно не ждать. Мэр Москвы Сергей Собянин заверил, что в 2014 г. увеличение запланировано на 1 ноября, «рост тарифов ожидается меньше, чем в среднем по России, и в Москве это самое минимальное повышение за последние 23 года».
Но из чего складываются цены на эти услуги и могут ли жители увидеть расчёты? Этому был посвящён недавний «круглый стол» в Мосгордуме, куда пришли ведущие эксперты и общественники.
Вот тариф. А что внутри?
На сегодняшний день мы можем проверить лишь одно — не насчитали ли нам лишнего «управдомы» и не закралась ли в жилищную платёжку техническая ошибка, из-за которой вырос счёт. Для этого нужно обратиться в Единый расчётный центр и попросить заново составить квитанцию за «подозрительный» месяц. Но если у потребителя есть претензии к цене за один киловатт или кубометр, развеять свои сомнения он не может — официальные данные такого рода не являются достоянием общественности».
Прозрачность и обоснованность тарифов — проблема общероссийская. Ведь практически везде региональные энергетические комиссии (РЭК) предпочитают обнародовать лишь сами ставки, но не объясняют, а какие, собственно, доказательства предоставили монополисты, предлагая повысить стоимость электроэнергии, воды, отопления и газа. Учитывая, что социальные нормы на потребление коммунальных ресурсов могут быть введены в ближайшие три года во многих регионах России, населению всё больше хочется понимать, честны ли коммунальные ценники.
«Чтобы у населения не возникало закономерного вопроса „А не задраны ли тарифы?“, нужно сделать информацию об их расчётах максимально открытой, — уверен
Андрей Клычков,
депутат Мосгордумы. — Мы подготовили законопроект, который обязывает столичную Контрольно-счётную палату проводить экспертизу запланированного повышения цен и одновременно размещать её на своём сайте на всеобщее обозрение. Другими „инспекторами“
должны стать Общественная палата Москвы и Совет муниципальных образований. Кроме того, думаю, и на сайте РЭК должна размещаться полная информация о принятии тарифов, а также результаты проверок ресурсоснабжающих организаций».
Всех прихлебателей долой!
Многие эксперты
уверены, что «завеса тайны» над образованием окончательных цен, которые мы видим каждый месяц в наших счетах, выгодна посредникам. Каким? «В сфере продажи энергоресурсов их существует огромное количество, и они, по сути, ничего не делают, но деньги получают, — считает Нина Вавуло, заведующая отделом жилищного хозяйства Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова. — Начинать проверки надо с поставщиков, чтобы точно отследить, на каком этапе начинаются накрутки. Например, взять котельную и подсчитать себестоимость получаемой там энергии. На данный момент таких исследований нет, как нет и главного — методики, по которой можно проверять обоснованность тарифов на протяжении всей цепочки: производство — оптовый рынок — конечный потребитель (то есть мы с вами). И ещё одна любопытная деталь: не правда ли,очень странно, что в век нанотехнологий ресурсы (которые потом превращаются в коммунальные услуги для населения) не дешевеют с каждым годом, а дорожают? Или в этой отрасли никаких открытий и энергоэффективных разработок нет в принципе?»
Посредников действительно много, но сколько именно — ответа нет. Все жалобы на рост стоимости услуг адресуются обычно последнему звену в этой финансовой цепочке. На столичном рынке электроэнергии таковым является Мосэнергосбыт.
«Стоимость именно нашей услуги — продажи электроэнергии москвичам — составляет 8 копеек от всего тарифа (например, для квартир с газовыми плитами он равен 4,53 руб./кВт-ч), — утверждает
Александр Дидоборщ,
замдиректора Мосэнергосбыта. — На эти деньги содержатся офисы, где мы принимаем население, горячая телефонная линия для потребителей, сюда же входят затраты на выставление ежемесячных квартирных счетов. Мы защищаем перед РЭК обоснованность нашей цены каждый год. И так поступают все участники рынка».
Контролёры от народа
Получается, никаких страшных тайн цены на газ, отопление, воду и электроэнергию не скрывают?
«Нам удалось остановить реальный рост тарифов для населения, — говорит
Максим Решетников,
руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы. — Как? Благодаря тому, что мы умерили аппетиты монополистов, сократили их нерациональные издержки по расходам и инвестициям. Кроме того, во избежание накрутки на показания счётчиков город сам контролирует данные общедомовых приборов учёта тепла и горячей воды».
«Компании, поставляющие ресурсы, отправляют в РЭК не только свои „хотелки“, но и документацию, откуда цифры берутся, — объясняет
Михаил Сандалов,
директор департамента ЖКХ Минстроя России. — И у комиссии есть несколько месяцев для того, чтобы внимательно изучить бумаги. Что касается законодательной стороны этого вопроса, то недавно вышло распоряжение Правительства РФ № 1689-р, которое предусматривает многоуровневую систему общественного контроля в этой сфере. Например, в регионах будут созданы общественные советы, куда войдут крупные потребители товаров и услуг, представители общественных организаций, политических партий». Но получат ли наблюдатели право публиковать отчёты, которые и вскроют всю подноготную тарифов? Ведь люди хотят получить не видимость народного контроля, а свободный доступ к документам, объясняющим, за что с них берут немаленькие деньги.
Кстати, контролёров «от народа» обещают приставить также к компаниям-монополистам. Только вот сколько это займёт времени, пока непонятно.
Смотрите также: