Во вторник, 13 августа, вступили в силу поправки в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые защитят права граждан при совершении сделок с недвижимостью в электронной форме.
При дистанционных сделках документы на покупку или продажу жилплощади подаются в Росреестр без личного участия собственника — они подписываются электронной подписью и пересылаются через интернет. За выпиской из госреестра также приходить не нужно, граждане получают ее по электронной почте. Авторы законопроекта говорят, что операции с недвижимостью, оформляемые дистанционно с применением электронной цифровой подписи, удобны для граждан: они вдвое сокращают процедуру купли-продажи. Однако есть случаи, когда новой технологией пытались воспользоваться мошенники.
Что изменилось в правилах дистанционных сделок?
С 2013 года собственники недвижимости могут подать заявление в Росреестр о запрете проведения сделок без личного участия. По данным федеральной службы, за период с 1 января 2014 года по 30 марта 2019 года было получено порядка 550 тысяч таких заявлений.
С 13 августа проведение сделок с недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи для физических лиц по-умолчанию запрещено. Если гражданин допускает проведение подобных сделок, он должен отдельно подать заявление в Росреестр в бумажной форме. Запись о снятии запрета в отношении определенного объекта или всей недвижимости будет внесена в базу федеральной службы в течение пяти рабочих дней.
Кроме того, по новым правилам Росреестр обязан сообщать собственнику недвижимости о предстоящем переходе прав на нее. Уведомление должно быть отправлено в тот же день, когда в федеральную службу поступили документы о сделке. Таким образом, собственник успеет заблокировать сделку, если ее пытается оформить мошенник.
Когда для дистанционной сделки не требуется заявление собственника?
Закон предусматривает несколько случаев, когда сделки с недвижимостью в электронном виде могут проводиться, даже если собственник не подавал заявления о снятии запрета. В частности, когда заявление о регистрации права отправляет нотариус, банк (при покупке жилья в ипотеку или получении на него целевого кредита) или органы государственной или муниципальной власти. Также ограничение на дистанционную регистрацию документов не накладывается, если усиленная электронная подпись выдана Кадастровой палатой.
Смотрите также:
- Чья квартира? Какие документы теперь доказывают, кто владеет недвижимостью →
- Квартирный вопрос. Как правильно проводить сделки с недвижимостью? →
- Как продать долю в квартире? →