«Чёрная пятница» на рынке недвижимости: цены на жильё поползли вниз

Объёмы продаж на рынке недвижимости на протяжении всего времени, начиная с момента обвала рубля осенью 2014 года, неизменно стремились вниз. Лишь слабым утешением стал проект льготной ипотеки, которую начали предлагать крупнейшие российские банки при государственной поддержке. Оптимистичные прогнозы, связанные с этой экстренной мерой, не оправдались. Россияне до сих пор крайне настороженно относятся к перспективе взять квартиру в ипотеку, опасаясь за стабильность экономики. А ведь подавляющее большинство сделок по покупке недвижимости до кризиса заключались именно с использованием жилищного кредитования.    
   

В результате застройщики начали предлагать купить уже построенные и простаивающие квадратные метры со скидкой. Но и такая мера не обеспечивала необходимого притока клиентов. Осталось одно — консолидировать усилия и нанести решающий удар по кризису в попытке заставить россиян купить жильё.

«Чёрная пятница»

Такой мерой, судя по всему, стала «чёрная пятница», назначенная на рынке недвижимости России на 17 июля. Девелоперы решили поступить по примеру своих коллег из розничной торговли, которые, в свою очередь, способ оживить рынок подсмотрели на западе.

Обычно в Соединённых Штатах Америки «чёрная пятница» проходит следующим образом: крупнейшие торговые центры рано утром открывают свои двери для толпы, которая в ожидании заветного дня скидок буквально ночует на порогах магазинов. После этого неистовствующая толпа врывается в помещение и начинает хватать первые попавшиеся вещи, запихивая их в свои корзины. На кассу несут всё, что успели схватить, вне зависимости от того, нужно это или нет. В крайнем случае сгодится на подарок/обмен/перепродажу.

В России «чёрная пятница» имеет немного другой формат. Он заключается в том, что компании размещают на сайтах своих магазинов огромное количество товаров, которые можно приобрести со скидками, от стандартных (порядка 10%) до громадных (более 70%). Американских страстей по «чёрной пятнице» в России не получается, но ажиотаж вокруг этой акции присутствует.

Вот и продавцы недвижимости подумали — а почему бы не разогреть рынок, организовав грандиозную акцию по распродаже, только на прилавках будут лежать не джинсы и мультиварки, а квадратные метры и сотки. Воплощение идеи в условиях застоя не заставило себя ждать. Так мы и получили «чёрную пятницу» на рынке недвижимости, которая на самом деле продлится три дня и завершится только в воскресенье 19 июля.

Четверть квартиры в подарок

По заверениям организаторов акции, они объединили 30 надёжных застройщиков, которые в течение 3 дней, 17, 18 и 19 июля 2015 года, представят 1 500 000 квадратных метров квартир, апартаментов, коттеджей, земельных участков, лофтов по самым «сладким» ценам. Описание объектов с фотографиями и рендерами проектов можно найти на сайте акции. Единственное, чего там нет, — ни стоимости квартир и участков, ни хотя бы размера скидок, которые распространяются на тот или иной лот, подлежащий распродаже. Чтобы узнать интересующую информацию, необходимо подать заявку, оставив адрес своей электронной почты. В ответ должны прийти все интересующие сведения.

   
   

«Скидки на недвижимость, которая продаётся по акции, составляют от 10% до 25%. Большие скидки предоставляются на квартиры с большой площадью в сегменте "бизнес" и "элит". Скидки даются на ограниченный пул квартир и земельных участков», — рассказал АиФ.ru представитель организаторов «чёрной пятницы» на рынке недвижимости Филипп Третьяков.

В акции будут представлены все категории жилой недвижимости: квартиры, загородные дома, апартаменты, лофты, земельные участки Московского региона. Кроме того, будет предоставлена возможность отправить заявку на оформление кредита или ипотеки в банке-партнёре акции. По словам организаторов, есть возможность оформить ипотеку в тех объектах, которые аккредитованы «Сбербанком». Правда, сначала надо получить одобрение. Ставки по жилищному кредиту стандартные для этого банка.

Помимо самого механизма формирования скидки, о котором уже было сказано, потенциальных покупателей смущает ещё и «реальность» предоставляемых скидок. И тут организаторы акции вынуждены признать, что сами они не в состоянии гарантировать, что застройщики указывают стоимость квартиры, действительно скидывая проценты с её предыдущего ценника, а не пририсовывают скидки к старой цене. Зато сами покупатели могут уличить нечистоплотных продавцов, навсегда лишив их возможности продавать свои квадратные метры на этой ежегодной «площадке».

«Одним из главных правил участия в распродаже для застройщиков-партнёров является требование о предоставлении "честных" скидок. Увы, гарантировать 100% отсутствие ненастоящих скидок наша команда не может, мы не в состоянии проверить десятки тысяч предложений. Мы всегда на стороне клиента и в состоянии призвать недобросовестного застройщика к ответу — компания навсегда лишится возможности участвовать в данной акции», — говорится на сайте акции.

Катализатор обвала

Пока потенциальные покупатели радуются представившейся возможности, с нетерпением ожидая отмашки и писем с ценами на приглянувшиеся им объекты, на рынке начинается лёгкое беспокойство. Это связано с вероятным обвалом цен, которые может повлечь за собой такая массовая распродажа недвижимости.

Во-первых, оставшиеся в стороне девелоперы и застройщики, пытаясь сделать что-то в противовес, могут начать предлагать уже свои скидки, причём не только в рамках трёх дней «чёрной пятницы», а растянув свою акции на любой удобный им срок. Во-вторых, сами участники акции, в зависимости от результатов распродажи, могут принять решение запустить собственные скидочные кампании. И в-третьих, появление на рынке возможности покупать квартиры с большими скидками может повлиять на психологию покупателя. 

Квартиры, всё-таки, — это не продукты со сроком годности, до которого их желательно продать, чтобы не выкидывать. Квартиры — это не одежда, которая выходит из моды, и нет необходимости очистить прилавки перед выходом новой коллекции. Квартира в моде всегда, и объективных причин делать на недвижимость скидки нет. Покупатель может решить, что раз застройщики могут себе позволить продавать квадратные метры по такой цене три дня в году, то и в остальное время за них не надо платить больше.

Правда, этот эффект может быть чисто психологическим. На деле, как нам уже рассказал представитель организаторов акции, действительно большие скидки будут предоставляться на элитную недвижимость. А из того, что ценник на «элитку» изначально завышен, никто не тайны делать и не пытался. На эконом-варианты скидка будет составлять порядка 10%. На такое же понижение цены, в принципе, можно рассчитывать даже при простом торге с девелопером — этот люфт заложен в стоимость большинства находящихся на рынке квартир. Поэтому, если что и может подешеветь после «чёрной пятницы», так это элитные квадратные метры. И то вряд ли.