На Севастопольском проспекте в Москве состоялся митинг жителей, протестующих против планов префектуры уничтожить их автостоянку. Автовладельцы вполне официально построили ее в начале 90-х годов. И вот земля под ней понадобилась для очередного проекта властей– никто не знает, какого.
К сожалению, эта ситуация типична. Ни один житель не застрахован от того, что земля возле его многоквартирного дома не понадобится властям для очередного магазина. И только грамотное и по возможности массовое сопротивление может помешать возникновению подобных случаев.
Щукинцам недодали почти миллиард
Правительство Москвы собирается до конца этого года закончить межевание во всей столице. И есть большая опасность того, что это будет сделано не по законам, а «по понятиям строительной олигархии».
- Косяком идут сообщения из разных округов о публичных слушаниях по межеванию, - говорит сопредседатель движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев, - На них власти легализуют захват принадлежащей москвичам земли при многоквартирных домах. Нередко московская строительная олигархия открыто прет и против федерального законодательства, намереваясь завершить операцию в этом году. Начинается все с публичных слушаний, которые жители, как правило, игнорируют. А потом очень удивляются, когда напротив их окон, на детской площадке, которую они, может быть, обустраивали, на земле, которая, скорее всего, была их собственностью, поставят ограду, и зять главы управы начнет строить ну очень народный гараж, или земляк другого, более высокого главы начнет строить совсем не народный 25-этажный коммерческий дом. Кадастровая цена участка земли за этим забором - от нескольких десятков миллионов до примерно миллиарда рублей, в зависимости от расположения и размера. И это – не абстракция. Эта собственность, если она ваша и ваших соседей, - как минимум, гарантия вашего спокойствия и комфорта.
Дмитрий Катаев приводит пример успешной борьбы жителей за свою землю в микрорайоне Щукино, в квартале между улицами Вершинина, Расплетина, Бирюзова, Соколовского и Народного Ополчения, недалеко от станции метро «Октябрьское поле». Градостроительный кодекс РФ требует при межевании исходить из фактического землепользования – из первичных документов о землепользовании периода строительства дома и нормативов того же периода. Полагается в соответствии с ними размежевать участки каждого дома в квартале, и только если после этого останутся участки с размерами не менее нормативных, то они - собственность города и могут использоваться для нового строительства.
- Но разработчик проекта межевания в Щукино, - продолжает Д.Катаев, - следовал не нормативам периода застройки, а нормативам Правительства Москвы. Но даже по ним лишь два дома получили участки нормативных размеров, остальным достались недомерки. Зато 2,471 га (33% площади квартала) отнесены к территории общего пользования, т.е. оставлены в распоряжении Правительства Москвы. При том, что Градостроительный кодекс РФ о территориях общего пользования внутри кварталов не упоминает, если не считать скверов и бульваров, которые бывают и внутри квартала.
Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ требуют включать в придомовые участки элементы общего имущества собственников помещений - детские и спортивные площадки, автостоянки и гаражи, элементы озеленения, внутриквартальные проезды и т.д. Ничего из этого в придомовые участки в Щукино не вошло. Детские площадки, кроме одной, выделены в отдельные участки, все остальное отнесено к территории общего пользования. Из общей площади квартала 7,499 га жителям недоданы 2.730 га с кадастровой стоимостью в 975 миллионов рублей! Пока что гражданское общество в микрорайоне отбило эту попытку. Это маленькая победа! Теперь не менее важно – добиться от властей выполнения воли граждан.
Требуйте участок в границах постройки
Немало подобных примеров может привести и руководитель общественной «Организации народного контроля» Наталья Чернышёва: - Нам удалось не допустить строительства очередного (4-го или 5-го) супермаркета в Теплом Стане. В Зюзино на Фруктовой улице пытались так провести «перемежевание», чтобы обязательно поместился ФОК. Однако после наших аргументированных протестов на муниципальном собрании вопрос отложили.
Какие же практические шаги предпринять, чтобы «перемежевание» было проведено с учетом интереса жителей?
Во-первых, внимательно следить за публичными слушаниями в своем районе.
- Ознакомьтесь с материалами, получите консультацию, напишите свои замечания и потом выскажите их на собрании, - рекомендует Дмитрий Катаев. - Если в районе есть хоть какой-то актив, то свяжитесь с ним, заранее проинформируйте жителей о публичных слушаниях, подготовьте их к собранию, подготовьте резолюцию, а потом еще и отследите, чтобы резолюция эта не изменилась на тернистом пути от собрания до Окружной комиссии по градостроительству, которая и примет окончательное решение.
Во-вторых, внимательно изучить документы, связанные с придомовой территорией.
- Даже нормативы Правительства Москвы предусматривают детские площадки и прочее в составе придомовых участков, - говорит Дмитрий Катаев, - А вообще, никакие нормативы не могут иметь обратной силы; кроме того, по крайней мере один из них, МГСН 1.01-99, не должен использоваться, т.к. он официально не опубликован, т.е. не имеет юридической силы, и предназначен для нового строительства, а не для существующей застройки.
- Нормы МГСН-99 примерно на 30% уменьшили необходимую площадь придомовых территорий, - вторит Наталья Чернышева, - То есть после 2000-го года по ним уже гораздо меньшие участки закладываются вокруг домов. Но проблема в том, что эти нормы пытаются распространить и на дома, которые были построены гораздо раньше! А вот это недопустимо. По домам, которые построены до 2000-го года, жителям надо самим добиваться, чтобы участок закрепили в границах постройки (ее можно увидеть на плане БТИ). Для этого достаточно обращения даже одного человека. Куда и как следует писать – обязаны рассказать в вашей управе.
Но, по уму, власть, конечно, сама должна позаботиться об интересах жителей. Для этого требуются изменения в законодательстве. По мнению экспертов, как можно быстрее следует узаконить разработку проектов межевания в масштабах не меньше микрорайона или его обособленной части, и обязательно – с представлением документов о землеотводах или нормативов времен строительства каждого дома, а в градостроительные проекты включать документы о землепользовании и объемах компенсаций.
Смотрите также:
- Вас ограбили! Тысячи россиян владеют землёй, но никогда об этом не узнают →
- Законная надстройка. Как согласовать появление на доме мансарды →
- Хрущобы вне закона →