На самом деле это логично: порядок должен быть везде, даже на том уровне, который всегда скрыт от глаз простых москвичей. Кстати, к давним «жильцам» подземного пространства (таким, как, например, отопительное оборудование) присоединились и «новосёлы» - воздушные и кабельные линии.
Невидимые дороги
Для того чтобы обеспечить сохранность и долгую бесперебойную работу всех «элементов» коммунального хозяйства, в почве размещают высокопрочные трубы из полимерного пластика, в которые прячут оборудование. По многим адресам применялся традиционный метод (когда новый тоннель «пробивается» струёй воды под высоким давлением). Но на некоторых территориях такой способ неприемлем по объективным причинам. В частности, посередине Тверской улицы проходят водосточный коллектор и многочисленные кабели. Чтобы их не повредить, пришлось демонтировать асфальт, бетонное основание улицы и раскапывать грунт на глубину до 1,5 метра. Кстати, эти работы производились в режиме нон-стоп и заняли всего два дня.
Надо сказать, что все провода, трубы, кабели прослужат дольше (ведь теперь осадки до них не могут добраться). Ещё один плюс - исключается риск поражения током прохожих, из-за того что упало дерево и оборвало провода.
Алмазные работы
Чтобы даже обильные осадки не мешали пешеходам передвигаться по городу, на реконструируемых улицах (там, где рядом с тротуарами проходят водосточные трубы) установили желоба шириной 160 миллиметров и глубиной 110-120 миллиметров. Рабочие бурят в них отверстия, через которые вытекает вода. Кстати, на Тверской улице стоки в бордюрах делали методом алмазного горизонтального бурения. Как отмечают эксперты, у этого способа есть ряд преимуществ перед штроблением перфоратором или отбойным молотком. Мало того что алмазное бурение - почти бесшумная операция, кроме того, не вызывает значительной вибрации, а значит, нет риска растрескивания материала. На Тверской улице сделали 45 таких ливнёвок. Тем же способом делаются стоки на тротуарах Вознесенского и Староваганьковского переулков, Таганской улицы, Воздвиженки, Знаменки, Малой Дмитровки, Большой Якиманки.
Но грамотно устроенные стоки на пешеходных пространствах - это только часть «водных» работ. Ведь осадки нужно не только собирать, но и максимально быстро выводить с улиц. Когда вода через ливневую решётку стекает в желоба и через отверстия в бордюрах попадает на проезжую часть, она должна уйти в канализацию. Чтобы именно на этом этапе не образовывались «речки», на 14 московских улицах ЦАО