Удаленный доступ: как решить он-лайн проблемы ЖКХ

Наше жизненное пространство - это что? Дом, в котором живём, двор, в котором играют дети, тротуары, по которым мы ходим, дороги, по которым ездим. О том, чтобы оно было комфортным, есть кому заботиться - управляющие компании, управы, дорожные службы. А если они заботятся плохо?

   
   

В подъезде не работает лифт, а лестницы грязные, во дворе детская площадка заброшена, а на дороге вы видите много ям - не возмущайтесь про себя. Возьмите управление в свои руки! К этому призывает москвичей Наталья Катаева, заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы.

Три геоинформационных портала, которые работают уже в полноценном режиме, позволяют сделать это без лишнего напряга - походов в управу, написания официальных заявлений и т. д. Достаточно кратко изложить проблему на сайте и приложить фотографию. При этом никаких паспортных или иных данных указывать не надо - достаточно адреса электронной почты для обратной связи.

Переписка с результатом

Вот пример одной переписки между жителем города и органами власти.

И. Н. Радищев: «Неужели можно относиться так к округу и дворам: не убирают детские площадки от снега (причём грязного), лёд не отбивают, снег с реагентами и солью не вывозят».

10.53, 19 февраля 2013 г.

*   *   *

Н. Н. Кужелев, глава управы района Сокольники: «Уважаемый И. Н. Радищев! Ваш двор (ул. Сокольнический Вал, ­д. 40) очищен от снега и наледи. Детская площадка в удовлетворительном состоянии. За невыполнение работ в регламентные сроки подрядная организация оштрафована».

15.35, 1 марта 2013 г.

   
   

*   *   *

И. Н. Радищев: «Хорошо отнеслись к уборке, но почему только с центральной части домов 38 и 40? Пройдите вокруг дома и двора - и проблемы увидите своими глазами. Снег до настоящего времени не вывезен, площадка так и в снегу, ступени надо очищать от льда и снега».

09.59, 14 марта 2013 г.

*   *   *

Ю. Л. Бравников, и. о. начальника инспекции по ВАО, Объединение административно-технических инспекций: «Проведённым 19.03.2013 г. обследованием установлено, что указанные в обращении факты подтвердились. К подрядной организации ООО «Примадом» приняты меры административного воздействия в виде штрафа и выдано предписание на устранение нарушения в срок до 24.03.2013 г.».

12.10, 22 марта 2013 г.

*   *   *

Н. Н. Кужелев, глава управы района Сокольники: «Уважаемый И. Н. Радищев! Указанная вами территория очищена от снега и наледи 21.03.13 г. Снег вывезен. Дорожки, имеющие мягкое покрытие, очищены, согласно регламенту, с оставлением слоя уплотнённого снега и обработаны щебнем. За некачественную работу подрядная организация оштрафована. Приносим извинения за доставленные неудобства».

13.16, 22 марта 2013 г.

*   *   *

Ю. Л. Бравников, и. о. начальника инспекции по ВАО, Объединение административно-технических инспекций: «В результате принятых инспекцией к подрядной организации мер ввиду неудовлетворительного санитарного содержания дворовой территории нарушение по состоянию на 23.03.2013 г. устранено».

10.41, 26 марта 2013 г.

Далее следует отметка заявителя о том, что он работы принял.

Вместо месяца - 8 дней

Примерно так решаются все вопросы на порталах. Без лишних слов и быстро. Добиться этого было нелегко. По словам Натальи Катаевой, поначалу чиновники писали пространные ответы, из которых невозможно было понять элементарного: признают они проблему или нет? Но благодаря тому, что мэр Москвы Сергей Собянин держит это под своим личным контролем и каждые две недели работа порталов обсуждается у него на совещаниях, модераторы научили коллег отвечать кратко и по существу.

При этом правило такое: если управа, управляющая компания или дорожная служба с проблемой не соглашаются, то обращение не «отметается», а передаётся на проверку в Объединённую административно-техническую инспекцию или городской департамент. Если они признают, что такая проблема существует, то к «отписчику» применяются взыскания и от него требуют устранения указанных безобразий (примерно так, как в приведённой выше переписке).

И самое главное: сроки рассмотрения обращений жителей на сайте - не традиционные по закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30 дней, а… 8! То есть в течение 8 дней должен быть дан ответ - либо о том, что проблема уже решена, либо о том, в какой срок предполагается её решить. И затем подтвердить решение приложением фотографий.

«Проекты мы развиваем так, как это подсказывает жизнь. Вот недавно добавили кнопку, которая позволяет заявителям согласиться с ответом (принять работу) или не согласиться (не принять). В таком случае будет назначена проверка», - поясняет Наталья Катаева.

Избавим дороги от ям!

Резкий рост посещений гео­информационных порталов правительства Москвы зафиксирован в первом квартале нынешнего года. Модераторы связывают это с аномальными условиями зимы, поскольку подавляющее большинство обращений касалось уборки снега и борьбы с оледенением.

                                                               
Кстати
Следующим этапом развития геоинформационных порталов правительства Москвы, очевидно, будет их слияние - чтобы в одном пространстве можно было пожаловаться по любой теме городского устройства.

Возможно, это произойдёт уже достаточно скоро - осенью.

Но вот зима прошла, а рост продолжается. Только за первую неделю апреля на порталах зарегистрировались почти 4 тыс. новых пользователей. И это тоже понятно: после зимы город нужно приводить в порядок.

На сайте «Дороги Москвы» в связи с этим объявлен месячник «Избавим дороги от ям!». Он проходит с 1 по 30 апреля. И активность автолюбителей, надо сказать, весьма высокая: за первую неделю - 1200 сообщений. На 100 из них ответы уже даны - в том числе и о произведённом ремонте дорожных участков. Надо сказать, что по этой теме самый высокий процент подтверждённых, признанных органами власти жалоб: 98.

Кстати, с сайтов можно скачать мобильные версии. И тогда управление собственным жизненным пространством станет ещё проще: увидел яму - тут же сфотографировал и отправил сообщение с мобильника или планшетника.

Лавочка есть - лавочки нет

Обращения москвичей подчас вскрывают чудовищное равнодушие тех, кто должен обустраивать наше простран­ство. У Натальи Катаевой есть красноречивые примеры. Человек написал: лавочка, мол, во дворе установлена так, что сидеть на ней крайне неудобно. И приложил фотографию: бабушки сидят, а их ноги болтаются от земли сантиметров на 30. Трудно даже представить, как они вообще смогли на эту лавочку забраться. Конечно, её подпилили. Но ведь получается, что те, кто её устанавливал, даже не думали о людях…

Но есть и другие примеры - нашей соседской разобщённости. Фотография женщины на стульчике посреди двора. Человек пишет, что у них нет лавочки и пожилому человеку негде присесть. Ему отвечают, что лавочку установили. Он соглашается с ответом. А через некоторое время снова пишет обращение: лавочка была, но прошло несколько дней - и её не стало. Управа отвечает: после установки лавочки другой житель дома пожаловался, что там собираются подростки и хулиганят, - лавочку спилили.

Быть может, городские геоинформационные сайты научат нас не только управлять городом поодиночке, но и решать общие проблемы коллективно? Быть может, интернет-общение с правительством сплотит когда-то дружные, а теперь совершенно разобщённые соседские сообщества?

Порталы оперативного реагирования

Наш город

gorod.mos.ru

■  запущен в октябре 2011 г.

■  более 700 тыс. посетителей

■  более 90 тыс. пользователей зарегистрировались и оставили сообщения

неубранный двор, невывезенный мусор, незаконный захват территории

Дороги Москвы

doroga.mos.ru

■  запущен в декабре 2011 г.

■  более 300 тыс. посетителей

■  более 25 тыс. пользователей  зарегистрировались и оставили сообщения

ямы и мусор на дороге, неисправный светофор, неосвещённая улица, брошенная машина, неотремонтированная детская площадка

Дома Москвы

dom.mos.ru

■  запущен в октябре 2012 г.

■  около 140 тыс. посетителей

■  более 10 тыс. пользователей зарегистрировались и оставили сообщения

незаконное ТСЖ, текущая крыша, неправомерное использование общего имущества