Раз - дощечка...
«У нас часто пишут, что до XV века постоянные мосты не строили в Москве потому, что не умели или даже ленились. Это не совсем так, - комментирует Алексей Клименко, историк архитектуры, - просто с дорогами было напряжённо, реки были важными торговыми артериями, и «загромождать» их считалось нецелесообразным. Либо оборудовали броды, либо сооружали «живые» переправы из связанных между собою брёвен. В чём удобство? Их можно было легко разобрать зимой или оперативно уничтожить в случае нападения неприятеля». На этом, впрочем, удобства заканчивались - брёвна скользили и разъезжались под ногами...
Хотите «прочувствовать ногами» мостовую историю Москвы? Тогда вам можно порекомендовать три моста - Бородинский, Москворецкий и Воскресенский. И вот почему. Пешеходный Бородинский ➊, построенный к 100-летию разгрома армии Наполеона на месте своего каменного предшественника (соединяет Смоленскую ул. с Б. Дорогомиловской и Киевским вокзалом), просто дышит историей. В 1788 г. на его месте существовал Дорогомиловский «живой мост». Именно по нему русская армия покинула Москву после совета в Филях. Брёвна расходились, солдаты проваливались. Кутузов распорядился о срочной починке. Наполеон, так и не дождавшийся коленопреклонённых москвичей с ключами от города, ввёл войска в него по... тому же свежеотремонтированному русскими Дорогомиловскому мосту, на месте которого сейчас воздвигнут Бородинский! Так что в зависимости от направления прогулки вы можете почувствовать себя или Кутузовым, или Наполеоном...
А вот Большой Москворецкий ➋ (пересекает Москву-реку неподалёку от Спасской башни Кремля), кроме славной древней истории (на его месте находилась самая старая в столице переправа) любопытен историей новейшей. Помимо того что виды с него самые выигрышные, а облицовка фасадов выполнена из розового гранита в единой цветовой гамме со стенами Кремля, именно он в конце мая 1987 г. послужил посадочной площадкой для лётчика-экстремала Матиаса Руста, прорулившего по нему до храма Василия Блаженного...
Ну и наконец, совершенно уникальный даже для российской столицы, переполненной диковинками, Воскресенский мост ➌. Построенный во время правления Бориса Годунова в начале XVII в., он, по отзывам современников, «славился торговлей замысловатыми пряниками всевозможных форм и вкусов, а ещё «сахарным хрустом» - леденцами». После пожара 1812 г. «сладкий» Воскресенский мост, соединявший район Кремля и Китай-города с Белым городом за рекой Неглинной, засыпали землёй. Раскопали его только в 2003-2004 гг., и теперь он - главный экспонат в Музее археологии Москвы!
По контрасту с древними переправами хорошо прогуляться по одному из самых «свежих» и экзотичных мостов - Живописному ➍ (открыли в 2007 г.). Вокруг него, зависшего над Москвой-рекой, сразу «склубилась» масса легенд. Говорят, натянутые в виде сети мегатехнологичные ванты... притягивают НЛО. Ещё говорят, что его конструкция беспрерывно раскачивается. И что ресторан наверху (в эллипсоиде) так и не открыли, потому что туда «забыли» провести канализацию... Во всех этих легендах - понемножку правды. Живописный мост - реально супертехнологичная конструкция. Мост таки раскачивается - но для того, чтобы минимизировать «скачки», на нём установили два гигантских амортизатора. Ну и про туалеты в ресторане не забыли - просто «подрагивающие» трубы, идущие вниз, неминуемо повреждались бы - вот и решили: зачем посетителям с котлетой в зубах «сортирный дискомфорт»? Потому-то ресторан и не открыли.
«Столица остро нуждается в новых мостах, но важно, чтобы архитекторы думали о том, как их творения соотнесутся с городским речным пейзажем. Потому что Москву нужно в первую очередь воспринимать с точки зрения эстетики», - считает А. Клименко. Кстати, в ближайшее время у нас начнут сооружать несколько новых переправ: один из мостов на юге столицы свяжет Каширское шоссе с районом Печатники...
Самый древний
«Миллионщик»
Ростокинский мост-акведук (в переводе - «водовод»), построенный в 1804 г., считается старейшим «неперестроенным» каменным мостом в Москве.
История его создания отражает торжество демократии в столице. После страшной эпидемии чумы в 1771 г., унесшей жизни чуть ли не половины города, москвичи выступили с наказом решить проблему водоснабжения, чтобы не черпать бактерии из речушек. Екатерина II пошла навстречу - в 1779 г. поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». По легенде, она сама присмотрела ключи близ села Большие Мытищи, откуда предложила брать воду, сходив на богомолье в Троице-Сергиеву лавру и попробовав воду из Святого ручья (его ещё называют Громовым, поскольку возник он от удара молнии). Строящийся мост-водовод Екатерина II в 1785 г. назвала «лучшей постройкой Москвы, с виду лёгок, как перо... и весьма прочен». За небывалую стоимость - около 2 млн руб. (тогда на них можно было купить 200 тыс. элитных коров!) - акведук прозвали «Миллионным». К 200-летию со дня открытия моста с него прогнали раз и навсегда... скалолазов, годами вбивавших в него страховочные крючья, и накрыли крышей!
Самые «подвижные»
Понаехавшие!
Пушкинский мост и мост имени Богдана Хмельницкого - два самых известных в Москве моста-«передвижника». Первый переехал на 1,5 км, второй - на 2,5 км. Поразительно, но у их «прародителей» одни и те же инженеры.
Зачем мосты двигали? «Старые железнодорожники» не справлялись с возросшей нагрузкой, и их перепрофилировали в прогулочные. Пушкинский ➐, соединяющий одноимённую набережную Нескучного сада с Фрунзенской, приехал на новое место с ветерком в 1999-м! Ради этого судоходство перекрывали на 8 суток! Основой его стал Андреевский мост, построенный в 1905-1907 гг. (при «переезде» не учли разницу в ширине речки - пришлось достраивать: - со 135 до 225 м!). На нём осталась табличка с краткой историей Андреевского моста, поэтому на многих картах возникает путаница: его называют то Андреевским, то Пушкинским...
Ещё один «ездун» - пешеходный мост имени Богдана Хмельницкого ➑, он же бывший Краснолужский. На нём в 2002 г. был установлен мировой рекорд по поцелуям - одновременно целовались 2226 человек!
Самый легендарный
Давай зависнем!
Крымский мост ➓ - самый, пожалуй, необычный и знаменитый в мегаполисе, потому что как бы подвешен над водой. История у него не менее яркая, чем внешний вид.
К Крымскому мосту (соединяет одноимённую площадь с Крымским Валом) москвичи настолько привыкли, что уже не задумываются, откуда взялось такое актуальное название. А всё дело в том, что он был построен на месте, где в XVI-XVII вв. находилась переправа Крымский брод (Москва-река была тогда мелкой, а рядом располагался двор, где останавливались гонцы из Крымского ханства). Прародитель моста, по традиции, был деревянным, спустя почти сто лет, в 1880-х гг., его заменили на металлический. И не то чтобы он особо поизносился, но Сталин (которому ужасно захотелось называть себя «понтификом», что в переводе как раз «возводящий мосты») решил на его месте выстроить грандиозный мост - памятник собственному величию, самый-самый в СССР. Архитектором стал «давно присмотренный» молодой Александр Власов. Поразительно, но, пока строили новый мост, старый, не разрушая, сдвинули на 50 м вниз по течению реки: а вдруг не получится? Особенность конструкции шедевра в том, что четыре пилона (стальные колонны с клёпками) соединены между собой не балками, а цепями, закреплёнными на концах моста, и дорожное полотно как бы подвешено на металлических тросах - вантах. Очертаниями напоминает арфу - любимый инструмент Сталина - и, несмотря на воздушность, весит более 10 тысяч тонн! По легенде, одна из сотен тысяч заклёпок в пилонах Крымского моста - из чистого золота и вкрутил её сам генсек - «на удачу». По ещё одной легенде, этот мост - излюбленное место самоубийц, потому что якобы под ним проходят тектонические разломы и вообще тут раньше были скотобойни, «испортившие ауру». Но, как пояснили «АиФ» в Институте физики Земли, магнитное поле разломов на психику людей не влияет, так что всё это городские «рассказки»!
Крымский мост Сталин решил сделать «подвесным памятником собственному величию» и, по слухам, собственноручно приделал ему «на удачу» золотую заклёпку...
Рекордсмены по длине
От Петра до Хрущева
Лужнецкий двухэтажный мост (соединяет Лужники и Воробьёвы горы) - обладатель сразу нескольких рекордов.
Нижний ярус - Метромост - станция с самой длинной платформой (270 м по сравнению с обычными 180 м!), а вот верхний ярус, автомобильный, - это, собственно, самый длинный мост в Москве , его длина с эстакадой - 2030 м. Несмотря на обилие рекордов, судьба у него непростая. Оттого, что был по прихоти Хрущёва построен не из металлических опор, а из железобетона и в рекордные сроки - всего за 19 месяцев, он десятилетиями ремонтировался, потому что подтекал с первых лет от дождей и ломался. На время 18-летнего (!) ремонта были построены два обходных моста, «быки»-опоры от них можно видеть и сегодня.
Его наиболее «мелкий» собрат в Москве - Преображенский метромост длиной всего 330 м. Быстро проехав от станции «Сокольники» до «Преображенской площади», вспомните, что где-то неподалёку, в окрестностях, Пётр I испытывал «дедушку русского флота» - свой знаменитый ботик и создавал Семёновский и Преображенский полки. Если, конечно, успеете - мост ну очень коротенький...
Читайте также: Мост длиною в хвост. Что в Москве самое маленькое и самое короткое?
Самый романтичный
Замки любви
В 2007 г. на Лужковом мосту ➒, соединяющем Болотную площадь с Кадашёвской набережной, появилось первое «дерево любви», и он стал «№ 1» у парочек.
Замки на ограды мостов влюблённые пытались вешать и раньше - но власти этому противились, опасаясь «перегруза» (и правильно - в 2014 г. в Париже из-за тысяч замочков рухнул мост Искусств!). Придумали сооружать «замковые деревья» на мосту и рядом с ним. Возле Поцелуева моста есть ещё и... специально выгнутая Скамья примирения, усидеть на ней порознь невозможно!