Примерное время чтения: 9 минут
19403

Москва по Сталину. Какой должна была стать столица по генплану 1935 года

Дворец советов (Дворец Верховного совета СССР). Выполнен в 3D Max по проекту 30-х годов.
Дворец советов (Дворец Верховного совета СССР). Выполнен в 3D Max по проекту 30-х годов. Public Domain

«Москва не сразу строилась», — знаменитая строчка из песни, очень точно описывающая действительность. Столько перестроек, сколько Москва, наверное, не переживал не один город мира. Но самые грандиозные изменения, которые должна была претерпеть столица нашей страны, связаны с генеральным планом перестройки, разработанным в 1935 году по приказу Иосифа Сталина. Соответствующее постановление, которое дало старт самой масштабной стройке в истории Москвы, было принято 10 июля 1935 года.

Началась вырубка деревьев на Садовом кольце, оставившая ему одно лишь название. По всему городу пронеслась волна сноса старинных зданий и церквей с храмами и монастырями. В столице началась грандиозная стройка.

Выше, больше, шире!

По задумке Сталина, Москва должна была стать витриной победившего на планете социализма. Отсюда и тяга к гигантизму и огромным масштабам всего, чего бы ни касались руки строителей.

Отдельные элементы реализованной части проекта можно сегодня встретить по всей Москве. Это и прямые широкие центральные улицы, вроде Тверской или Нового Арбата, ради расширения и выпрямления которых были либо снесены, либо передвинуты многие дома. Это и знаменитые «сталинские» высотки, доминирующие над центром столицы. Это и ВДНХ с впечатляющей входной композицией, от которой дух захватывает. Подарок генплана Москве — полностью заменённые мосты через всю Москва-реку, Парк Культуры, судоходные каналы и водохранилища, метро и многое другое.

Градостроители стремились сделать Москву удобной для жизни и передвижения. Для этого планировалось, помимо ограничения населения столицы 5 миллионами человек, расширить все ключевые улицы, увеличить площадь, построить развитую сеть метро, упростить навигацию.

Некоторые планы были реализованы, другие остались только на бумаге. Одним отчасти помешал излишний оптимизм архитекторов, другим начавшаяся в 1941 году война с Германией, третьим — смерть вдохновителя генплана Иосифа Сталина. Планы продолжили частично реализовываться и после смерти лидера, но до конца так и не были доведены. Вскоре, в 1971 году, был принят новый генплан.

А представьте, как выглядела бы Москва, если бы генплан был выполнен полностью... Чтобы вам это было легче сделать, мы собрали самые масштабные проекты, которые так и остались на бумаге, не воплотившись в действительность, — призраки генплана.

Сталинодар

Начнём с того, что в 1937–38 годах огромную популярность набрало предложение город, который получится в результате реконструкции Москвы, назвать Сталинодаром.

Мысль летит быстрей, чем птица,
Счастье Сталин дал нам в дар.
И красавица столица
Не Москва — Сталинодар!

Примерно такие стихи писали даже не партийные лидеры или социалистические поэты, эти трибуны режима, а обычные граждане Союза Советских Социалистических Республик. Поэтому предлагаем городу, который мы сейчас будем описывать, дать кодовое имя Сталинодар.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Источник: Public Domain

Замкнуть кольцо. Одной из ключевых задач в построении новой транспортной сети будущего Сталинодара было полностью замкнутое Бульварное кольцо. Этот проект так и не удалось реализовать, хотя работы в этом направлении проводились. Поспешно были снесены сразу несколько старинных построек, мешавших стремившемуся к своему «хвосту» кольцу. В числе утраченного — Страстной монастырь, стоявший прямо на пути одного из бульваров.

Пронзить центр. В целях формирования всё той же эффективной транспортной сети планировалось создать сразу три основных сквозных магистрали, которые пронзали бы весь город, пересекая друг друга в самом центре. Для этого необходимо было снести здание Манежа. Планировалось продлить Ленинградское шоссе, которое, огибая Кремль, уходило бы в сторону Солянки и Завода имени Сталина. Другая магистраль объединяла бы Ярославку с Серпуховским шоссе. Третья — пронзала Москву от Измайлово до Ленинских гор и должна была называться магистралью имени Сталина.

От вокзала до вокзала. Городская транспортная сеть, если верить генеральному плану, должна была включать в себя и новые хордовые шоссе. Но протянулись бы они не так, как строят хорды в наши дни (между вылетными магистралями за Третьим транспортным кольцом) а между главными вокзалами города, чтобы жителям и гостям было легче добираться от одного транспортного узла до другого.

Советская Венеция. Если вы думаете, что сейчас речь пойдёт о Санкт-Петербурге, то сильно заблуждаетесь. По примеру Северной столицы, планировалось провести грандиозное обводнение Москвы. Это должно было решить проблемы с пресной водой в перенаселённом уже в то время городе, а также разгрузить транспортные магистрали, ведь проектируемые каналы, реки и водохранилища планировалось сделать судоходными, в том числе и для транспортных судов. По плану в единую сеть должны были объединиться такие существующие и оставшиеся на бумаге сооружения, как Химкинское водохранилище, Хорошевский канал, Карамышеский канал, Андреевское спрямление, Дорогомиловское спрямление, Северный и Южный речные порты, Восточный и Северный каналы. Естественно, в сеть входили бы и Москва-река с Яузой. Центральная же часть Москвы вообще должна была представлять из себя остров, по кругу окружённый водой.

Обводнительная система города Москвы по проекту инженера Авдеева (Ановы). Нажмите для увеличения
Обводнительная система города Москвы по проекту инженера Авдеева (Ановы). Нажмите для увеличения. Фото: Public Domain

Больше «воздуха». Согласно генеральному плану 1935 года, все значимые площади города, включая и Красную Площадь, должны были увеличиться как минимум вдвое за счёт сноса зданий, расположенных вокруг них. Это придало бы большую значимость строящимся новым зданиям, а также служило бы отличным местом для проведения массовых демонстраций и других мероприятий, требующих присутствия огромного количества людей.

Шире шаг. Практически все важные улицы города, проспекты и шоссе должны были стать шире — порядка 30–40 метров. Естественно, это произошло бы за счёт сноса и переноса старых зданий. Отличный наглядный пример того, как должны были бы выглядеть прямые и широкие улицы центра столицы — Тверская и Новый Арбат. Многие дома были снесены, а переезд целого многоэтажного дома на Тверской — вообще притча во языцех.

Памятник челюскинцам. Снос зданий и фабричных построек планировался и на стрелке Обводного канала. На их месте собирались разместить громадный памятник челюскинцам. В итоге это украшательство осталось только на бумаге. А на месте планировавшегося памятника челюскинцам появился не менее спорный монумент в честь Петра I авторства Зураба Церетели.

Наркомат тяжёлой промышленности. Прямо напротив Кремля на другом конце увеличившейся в два раза Красной Площади должно было находиться грандиозное здание, которое отбрасывало бы тень на весь центр советской столицы — здание Наркомата тяжёлой промышленности. Здание-монстр, состоящее из четырёх огромных башен, соединённых между собой двумя рядами переходов, так и не появилось, возможно, в связи с упразднением самого Наркомата. Были и другие проекты. В любом случае, позже на его месте позже была построена гостиница, надолго ставшая бельмом на глазу москвичей.

Проект здания Наркомата тяжёлой промышленности. Вариант. Архитектор И. Фомин (1934)
Проект здания Наркомата тяжёлой промышленности. Вариант. Архитектор И. Фомин (1934). Фото: Public Domain

Дворец Советов. Но даже этот «монстр о четырёх головах» меркнет рядом с самым амбициозным зданием, запланированным в рамках генерального плана, — с восьмой «сталинской» высоткой, которая должна была располагаться на месте Храма Христа Спасителя, — Дворцом Советов. Ради его постройки, кстати, и было снесено старинное здание храма. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием планеты, опередив американский Эмпайр Стейт Билдинг. Само здание должно было возвышаться на 315 метров, а на его крыше планировалось разместить статую вождя мирового пролетариата Владимира Ленина высотой ещё в 100 метров. В СССР даже начали постройку этого здания — не хватило времени. В 1941 году началась война с Германией, и все металлические детали будущего «монстра», выполненные из стали специально созданного для этого сорта, были пущены сначала на изготовление противотанковых ежей, а позже пошли на переплавку в целях оборонной промышленности.

Главный фасад Дворца
Главный фасад Дворца. Фото: Commons.wikimedia.org/ Grey Devey
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах