Такие предложения время от времени высказывают противники реновации, напоминая, что в некоторых регионах получилось таким образом продлить жизнь жилых зданий. «АиФ» посмотрел, как живётся людям в «улучшенных» хрущёвках.
Ремонт на два года
Казань. Улица Короленко, 35а. Это один из двух домов, которым сделали мансарду. Почему только им? Просто жители остальных 998 зданий не согласились. За счёт надстройки шестых этажей в середине 2000-х в городе хотели решить проблему капремонта тысяч хрущёвок. Схема была такая: инвестор получает возможность надстроить и продать квартиры на крыше здания. С хозяевами нижних этажей он «расплачивался» капремонтом.
Жильцы вспоминают, что стройка затянулась на два (!) года. Больше всех пострадали квартиры на пятом этаже. На время ремонта они остались без крыши: дождевая вода просачивалась сквозь потолок, текла по стенам. Никаких компенсаций за такой ущерб они так и не получили.
Нынешний председатель совета дома Татьяна Иванова живёт здесь с 1976 г. Говорит, с тех пор капремонта в нём не было, поэтому жильцы согласились на мансарду в надежде, что заодно и остальные пять этажей подлатают. «Чего только нам не обещали! Обновить фасад, обшить балконы, заменить окна в квартирах, но ограничились замерами», - негодует Татьяна Иванова.
В итоге на месте крыши появились 27 новых квартир для очередников. Правда, многие из тех, кто получил эти мансарды бесплатно, уже перепродали их. А дом после такой модернизации просел: у кого-то рамы на балконе отошли от фасада, у других стало холоднее из-за микротрещин.
Мансарду обшили профнастилом, получился крутой скат, с которого в оттепель угрожающе свисают сосульки метровой длины. Чтобы уберечься от ледяных «бомбардировок», на выходе из подъездов установили металлические козырьки. Но и они за эти годы уже пробиты сосульками насквозь...
Унитаз смывают водой, набранной в фонтане
Владикавказ. Улица Леонова, 1, корп. 2. «Я уже замучилась воду вытирать, - жалуется пожилая жительница 6-го этажа «эксклюзивной» пятиэтажки Наталья Бережная. - Как дождь, весь день хожу с тряпкой. Вода течёт по стёклам, деревянные рамы давно сгнили». На потолках тоже характерные жёлтые пятна от воды. Толку от ремонта никакого. Но не делать нельзя - появится грибок.
Дом с мансардой на 18 квартир во Владикавказе один. Был предложен «специалистами» в рамках программы «Жильё - молодым семьям» в 2005-м. Двушки площадью от 40 до 50 кв. м привлекли новосёлов ценой. Но, как оказалось, жить в такой квартире ещё то «удовольствие». Летом мучает жара от раскалённой крыши, а зимой «взрываются» батареи от неправильно смонтированной отопительной системы. «Мы заливали соседей вплоть до первого этажа, - вспоминает собственница другой квартиры Наталья Форова. - Ну и вынуждены были перейти на электрические конвекторы».
Ещё одна беда - водопровод. Гнилые трубы в подвале то и дело выходят из строя. Воды не бывает по 3-4 дня. Женщины не скрывают: чтобы пользоваться унитазом, набирали вёдрами воду из фонтана на площади и таскали в квартиры.
В городе есть и другие хрущёвки с пристройками. Как они появились? Жители домов договаривались и сообща строили вплотную к дому новый «коробок», в котором для каждой квартиры через балконную дверь был выход во вновь построенную комнату. Иногда, например, жильцы первого или последнего этажа не соглашались на пристройку, справедливо полагая, что это незаконно. И тогда второй этаж пристроек появлялся на сваях! Такие пристройки были популярны в 1990-х гг. Когда власти кинулись наводить порядок, было уже поздно: снести пристройку значило лишить людей жилплощади, тем более взамен город ничего предложить не мог. Властям в подавляющем большинстве случаев пришлось узаконить пристройки, чтобы жители хоть «коммуналку» с новой площади оплачивали. Сейчас в городе идёт активное строительство нового жилья, но речь о сносе уродующих город домов пока не идёт.
Рухнули надежды
С.-Петербург. Торжковская улица. Там обновили несколько домов массовых серий: осушили подвалы, заменили коммуникации, привели в порядок лестницы и парадные. «Да, фасад стал симпатичнее, нам поставили стеклопакеты, но габариты квартиры те же, так что по сути ничего не изменилось, - говорит местный житель Андрей Викулов. - Наоборот, рухнули все надежды. Если раньше мы думали, что переедем в новый дом, теперь ясно: придётся оставаться в пусть и подправленной, но хрущобе.
Встретили мы и молодую пару, которая приехала посмотреть «апартаменты» в отремонтированном здании. «Привлекла цена, вот и решили взглянуть, - признались Валентина и Олег. - Но нет: дом старый и даже в качестве стартового жилья не годится. Лучше возьмём студию в новостройке».
А внутри всё по-прежнему
Калининград. Дома в начале Ленинского проспекта - протокольный маршрут ЧМ-2018 по футболу - реконструируют под старину. В начале года закончили ремонт крыш и фасадов первых трёх зданий. На них появились сказочные башенки, украшения, лепнина. «Какой был вид и какой стал - большая разница! Но изменился только внешний вид, а внутри всё та же старенькая хрущёвка, не видевшая капремонта с 1962 г., - сетуют жильцы дома 8а Татьяна и Владимир Огородниковы. - Примерно такая же ситуация и в соседних зданиях. Система отопления старинная: регулировать температуру внутри дома мы по-прежнему не можем, водопровод и электропроводка дышат на ладан. Капремонт запланирован на 2034-2036 гг. - далёкое будущее».
Жильцы «пряничных» (как их окрестили горожане) домов вспоминают, как почти полгода были замурованы синей плёнкой, не видели дневного света. При ремонте дома № 6-8 строители порвали трубу отопления в двух местах - квартиры залило горячей водой. Сейчас красят и белят подъезды. Но со стен и потолков на каждой лестничной клетке по-прежнему безобразно свисает паутина проводов и кабелей.
«Эти дома - как женщина, которая губы накрасила, а зубы не почистила, - уверен заслуженный строитель РФ, член Общественной палаты Калининградской области Александр Ильин. - Разумнее было бы вместе с наворотами на фасаде отремонтировать здание и внутри».
Но срок службы нового дома гораздо дольше. «Если бы нас спросили, мы бы ремонт никогда не выбрали», - говорят жильцы.
Смотрите также:
- «Первая очередь». Москвичи вспоминают, как они переезжали из пятиэтажек →
- А дом и ныне там. «Дырявая общага» в Волгограде продолжает разрушаться →
- Кандидаты на обрушение. Как пермяки выживают в полуразрушенных бараках →