Рабочий ансамбль: история Дангауэровской слободы

Дом 12/22 по Авиамоторной улице. Фото: Commons.wikimedia.org / DonAvero

Один из главных московских памятников архитектуры конструктивизма, Дангауэровская слобода в Лефортово, сегодня незаслуженно забыт экскурсоводами и краеведами. Тем не менее, в районе станции метро Авиамоторная можно погулять по почти нетронутому перестройкой рабочему кварталу 1920-х годов.

   
   

Поселок прикладного типа

Согласно данным Москомнаследия в перечень памятников архитектуры Дангауэровской слободы входят 12 домов: 22, 26, 28 и 49 по Авиамоторной, 1 и 2 по 3-ей Кабельной, 3 и 5 по улице Пруд-Ключики, 18, 20А, 20Б и 20В по шоссе Энтузиастов. Рабочее поселение на окраине Москвы во второй половине XIX века, когда два работавших в России немецких коммерсанта Генрих Карл (Андрей Карлович) Дангауэр и Христиан Вильгельм (Василий Васильевич) Кайзер выкупили здесь землю для размещения мощностей котельно-литейного «Товарищества Дангауэра и Кайзера».

Дом 3 по ул. Пруд Ключики. Фото: Commons.wikimedia.org / DonAvero

Производственные здания вблизи нынешнего шоссе Энтузиастов разместили еще в 1869 году. В то время дорога называлась Владимирской, по аналогии с начинавшимся здесь Владимирским трактом. Путь вел сначала во Владимир, а затем в Сибирь. Сейчас на его основе выстроена федеральная трасса М-7. В момент формирование здесь рабочей окраины слобода казалась местом довольно депрессивным: без освещения, водопровода, мостовых и хоть какой-то инфраструктуры. Здесь же толкались нищие и семьи ссыльных, отправлявшихся по Владимирскому тракту в Сибирь. Сегодняшняя территория завода «Компрессор», бывшего «Товарищества Дангауэра и Кайзера», на  2-ой улице Энтузиастов впервые застраивалась в 1883 году, после покупки коммерсантами права на участок. Численность рабочих быстро росла и уже к 1916 в производстве котлов и паровых машин были заняты 615 человек. Все они вместе с семьями размещались в убогих одноэтажных домиках по соседству.

По имени собственника главного завода слободу и назвали Дангауэрской, в народе проще - «немецкой». К постояльцам постепенно подселялись рабочие соседних мануфактур - стального производства «Гужон» предпринимателя Юрия Гужона, в 1922 году преобразованного в «Серп и молот» и кабельного «Товарищества для эксплуатации электричества «М.М. Подобедов и Ко», на базе которого позже появился «Москабель». В 1918 дангаэровскогое предприятие было национализировано, ненадолго переименовано в «Котлоаппарат» и переориентировано на выпуск холодильных установок по немецким чертежам. За прилегающий микрорайон всерьез взялись лишь в середине 1920-х.

Перспективы комплексной застройки

Первым в сегодняшней Дангауэровке появился дом 28 на шоссе Энтузиастов. Здание клуба «Пролетарий», позже получившего более официальный титул дома культуры завода «Компрессор», построено в 1927-1929 годах архитектором Владимиром Владимирским. Внутренним убранством занялись члены Ассоциации художников революционной России  - Яков Цирельсон, Давид Мирлас, Лев Вязьменский, Федор Невежин и Тарас Гапоненко. Члены ассоциации же и взяли шефство над клубом и посещавшими его рабочими. Но в 1930-х большинство художников были расстреляны или репрессированы, а в «Пролетарии» их заменили стандартные кружки самодеятельности. С середины 1990-х здание сдается в наем коммерческим предприятиям: сейчас  в бывшем доме культуры магазин мебели.

К 1928 году архитекторы «Мосстроя» Михаил Мотылев, Евгений Шервинский, Борис Блохин и Иван Звездин подготовили генеральный план развития соцгородка. На 50 тыс. гектарах немецкой слободы должны были появиться квартиры для 45 тыс. человек и вся необходимая инфраструктура - школы, детские сады, магазины, прачечные, рестораны и досуговые учреждения. Центральной улицей обновленного района выбрали Первую Синичкину, позже переименовав ее в Авиамоторную. Первым на ней в 1928 году появился дом п-образный пятиэтажный дом 49.

Генеральный план застройки Дангауэровского посёлка 1927—1928 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Корпусов 20-го дома по шоссе Энтузиастов изначально было 4. Последний, дом 20Г снесли в начале 2000-х, на его месте разместили спортивную площадку. Здания стоят параллельно друг другу согласно принципу так называемой строчной застройки, когда на главную улицу выходит  торцевая часть, а фасады расположены друг напротив друга. Подобная система - один из популярных трендов конструктивизма 1930-х. «Строчные дома» могут похвастаться рядом гигиенических преимуществ: лучше проветриваются и получают больше естественного освещения. Но одновременно подобная схема застройки заставляет планировщиков искать дополнительное архитектурное решение для оформления главной улицы. Так дангауэровские пятиэтажки в 1938 году просто «закрыли» перпендикулярным домом 18 фасадом обращенным к шоссе Энтузиастов.

   
   

Следом Михаилу Мотылеву удалось возвести два здания, 28 по Авиамоторной и 2 по 3-й Кабельной, спроектированных как «жилые дома для американских специалистов», но служивших для простых советских рабочих. Два одинаковых пятисекционных дома в 5-7 этажей змеевидной формы повернуты друг к другу фасадами и образуют масштабный внутренний двор в котором сохранился поставленный при строительстве памятник Ленину.

План планировки Электрогородка 1931 г. Фото: Commons.wikimedia.org

В самый разгар застройки, в 1931 году, архитекторы треста выступили с идеей построить вторую очередь Дангауэровки - жилого массива для рабочих стоявших недалеко электрических заводов, проект получил рабочее название «Электрогородок», но так и не был реализован. Землю отдали под возведение промышленных зданий.  Оставшееся между рабочими домами в слободе место уплотнили в конце 1930-х, построив пять семи и пятиэтажных кирпичных домов по типовым проектам, называемых в народе «сталинками».

Читайте также:

История одной коммуны: чем знаменит Дом Наркомфина >>

Архитектурные шедевры 1920-х гг. могут навсегда исчезнуть с улиц Москвы >>

Куда пропала «восьмая сестра» отца советских архитекторов Иосифа Сталина? >>