Деревянные дома в Москве никогда не были приоритетом городской градостроительной политики. Столичные зодчие старались отдавать предпочтение более долговечным материалам. Именно за счёт этого сохранившиеся в городе памятники деревянного домостроения год от года смотрятся всё более экзотично.
Деревянный модерн
Участок на пересечении Малой Семёновской и Лаврентьевской (ставшей впоследствии Электрозаводской) улиц владелец московской фабрики по производству драдедамовых платков Василий Носов выкупил у своего родственника Никиты Жучкова в 1870-е годы. Первым по заказу семьи на Малой Семёновской поставили дом 5 — производственный комплекс. Затем появился дом 1 — кирпичный двухэтажный особняк, в котором Носовы прожили до 1902 года. Именно тогда женился единственный сын купца — тоже Василий Носов. Жить в одном доме с сыном и невесткой, Евфимией Рябушинской, глава семьи не захотел, и по соседству, на территории сада, началось возведение отдельного деревянного здания для старого промышленника. Проект особняка было решено заказать самому модному на тот момент русскому архитектору, основоположнику московского модерна, Льву Кекушеву.
В 20 минутах ходьбы от владения Носовых, в четвёртом доме по Измайловскому шоссе, жила другая семья старообрядцев, членов Преображенской общины — Гусаровы. Простой трёхэтажный дом неизвестный архитектор поставил в 1840-х годах. Фасад и отделка деревянного здания кажутся типичным образчиком жилой застройки своего времени: первый дом Носовых выглядит точно так же. После революции здание на Измайловском шоссе отдали под школу, а затем оставили в составе имущества Министерства образования. Сейчас здесь располагается Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов.
Сад для иностранцев
История дома 53 на Тимирязевской улице в одноимённом парке складывалась совсем по-иному. Построить здание среди дач на бывшем Новом шоссе в 1872 году Климент Тимирязев решил для сотрудников Московского университета и Петровской земледельческой и лесной академии. Многие сравнивают старый деревянный дом с теремом, но к русскому зодчеству здание имеет отдалённое отношение — дом возведён по типовому английскому проекту, прибывшему с Тимирязевым из Лондона. На втором этаже здания поселилась семья датского агронома Рихарда Шредера. Первый этаж занял отечественный почвовед Василий Вильямс, считающийся дальним родственником Джека Лондона. Сейчас здание по-прежнему принадлежит сельскохозяйственной академии: на первом этаже живут потомки Вильямсов, а второй работает как архив.
Сохранившийся неподалёку от Чистопрудного бульвара деревянный дом 7 в Гусятниковом переулке появился здесь в 1880 году по заказу Эдуарда фон Беренса. Потомственный дворянин специализировался на страховании и занимал пост главы Московского страхового общества. Ему же принадлежал расположенный по соседству дом 2 по переулку Огородная слобода, где работает посольство Швейцарии.
Деревянное здание попало в городскую казну ещё до революции, в 1903 году, и было переделано в училищный дом по проекту Николая Благовещенского. В советское время в здании поселился режиссёр Григорий Рошаль, затем разместилось строительно-монтажное управление. Сейчас особняк пустует.
Изба Погодина
Рядом с деревянной избой, выполненной в традициях русского зодчества, на Погодинской улице когда-то стояла целая усадьба. Строительство в 1856 году затеял предприниматель и меценат Василий Кокорев. Проектом руководил архитектор Николай Никитин. По окончании строительства усадьба была подарена историку-славянофилу Михаилу Погодину. Кокорев задумал отдать дань увлечению учёного классическим русским зодчеством. Погодин поселился в несохранившемся большом доме, а избу использовал в качестве так называемого «древлехранилища», собирая здесь различные исторические артефакты.
При жизни историка здание служило местом частых встреч философов-славянофилов и литераторов: Юрия Самарина, Алексея Хомякова, Фёдора Чижова, Михаила Лермонтова и Николая Гоголя. Дмитрий Погодин, сын знаменитого историка, указывал, что именно здесь последний написал первый том «Мёртвых душ» и отредактировал «Тараса Бульбу». «Незабвенный Николай Васильевич Гоголь переселился к нам на Девичье поле прямо из знойной Италии. Он был изнежен южным солнцем, ему была нужна особенная теплота, даже зной; а у нас кстати случилась над громадной залой с хорами большая, светлая комната, с двумя окнами и балконом к восходу солнца, царившего над комнатой в летнее время с трёх часов утра до трёх пополудни», — пишет он. В советское время в избе располагалось районное отделение общества охраны памятников, сейчас здание сдаётся внаём коммерческим структурам.
Дом 9 в Мансуровском переулке, появившийся в 1830-х годах, прославился благодаря другому литератору. Первоначально земля и стоящая на ней усадьба принадлежала титулярному советнику Сергею Мельникову, но после пожара 1812 года пепелище было решено продать мещанке Прасковье Емельяновой. Именно она построила здесь жёлтый деревянный дом с каменным фасадом, обставив его достаточно скромно. Здание долго переходило из рук в руки, пока в начале 1900-х не оказалось у братьев Сергея и Владимира Топлениновых. Первый жил здесь вместе с женой Марией Кекушевой, дочерью автора носовского дома. Но главной достопримечательностью здания стали вовсе не его хозяева. Близким другом семьи и частым гостем на первом этаже дома стал сосед, писатель и новоиспечённый москвич Михаил Булгаков. По воспоминаниям братьев, в трудные времена литератор часто оставался ночевать в гостевой комнате с печкой. В среде поклонников творчества писателя принято считать, что жилище Мастера в романе «Мастер и Маргарита» описано именно по прообразу Мансуровсокго дома. Впрочем, сам литератор никогда не подчёркивал сходства: вполне возможно, квартира была описана по образу арбатского дома других его друзей. Сейчас покосившийся особняк находится в частной собственности.
Смотрите также:
- Пролетарский модерн: как выглядела Москва Максима Горького →
- Коммунальный шик. Где в Москве раньше были доходные дома? →
- Улица доходная. Чем знаменит московский Арбат →