Первый сити-менеджер. История главного зодчего Российской империи

Б. Ш. Митуар. Портрет Карла Ивановича Росси. 1820-е годы. © / Commons.wikimedia.org

В день рождения Карла Росси (18 [29] декабря 1775 года) АиФ.ru вспоминает историю жизни зодчего, чьи творения стали символом нашей страны и определили путь развития русской архитектуры.

   
   

***

Сегодня Росси назвали бы главным архитектором, урбанистом или сити-менеджером: уникальность его подхода заключалась в его комплексности. Он видел город как единый организм и строил в столице Российской Империи целые кварталы, полностью меняя её облик, среду и определяя концепцию развития Петербурга на многие десятилетия вперед. Можно с полной уверенностью сказать, что та северная столица, к которой мы привыкли, во многом является детищем именно Карла Росси.

Сын балерины 

Карл Росси родился в семье итальянской балерины Гертруды Росси, которая в августе 1785 года получила приглашение на работу в Санкт-Петербург и привезла сына с собой. Отчимом будущего архитектора был знаменитый балетмейстер Карл Лепик. Летом семья выбиралась на дачу в Павловск, где их соседом был архитектор Венчеццо Бренна, под его влиянием юный Карл решил стать архитектором. Через некоторое время трагический случай помог Росси начать работу: коляска Бренны в одну из поездок опрокинулась, и он сломал руку, из-за чего долгое время не мог рисовать. Ему пришлось нанять помощника-чертёжника, которым и стал 20-летний Карл. Возможно, именно это и определило путь развития русской архитектуры. 

Главным работодателем Бренны был император Павел I, и первым крупным проектом, в котором удалось поучаствовать Росси, стало строительство Михайловского замка: это здание возводилось по его чертежам, и за эту работу ему был дан чин губернского секретаря с неплохой зарплатой в 300 рублей в год. Параллельно Росси работал с Бренной над интерьерами Зимнего дворца, помогал достраивать Исаакиевский собор, работал над зданиями в Гатчине и на Каменном острове, над другими проектами.

Путь у успеху

После убийства Павла I в правящей верхушке начались перестановки, которые коснулись в том числе и ведущих архитекторов. Бренна был отстранён от всех проектов, а вскоре был уволен и Росси. Однако уже через неделю он был восстановлен в должности. По одной из версий, Александр I уважал талант молодого архитектора, и это взяло верх над ненавистью по отношению к окружению отца. По другой — императору просто срочно понадобились опытные архитекторы для оформления коронационных торжеств. 

Бюст Карла Ивановича Росси в павильоне Росси в Михайловском саду. Фото: Commons.wikimedia.org/ RuED

Первым проектом, который изменил судьбу архитектора, стала работа над Аничковым дворцом, который Александр I подарил своему брату Николаю к свадьбе. Росси занимался отделкой интерьеров, которые были созданы полностью по его рисункам. В 17 покоях дворца появились расписные плафоны, печи, стены оформлялись атласом и мрамором. В них впервые проявилось особое качество таланта Росси: он умел мыслить не отдельными категориями, а разрабатывал концепции: все залы имели общую идею, сочетались друг с другом и в то же время были разными. 

   
   

Первый сити-менеджер

Следующей крупной работой Росси стал дворец на Елагином острове, который был перестроен для императрицы Марии Фёдоровны по указу Александра I. Архитектором был не только возведено само здание дворца, но и распланирован сад с водоёмами, а в северной части были построены кухня, конюшня, оранжерея и огороды. Таким образом, Росси реализовал концепцию комплексного освоения территории: здания вписывались в окружающую среду, сочетались друг с другом и с природой. 

В последующие годы архитектор работал над реконструкцией Марсова поля, Михайловской и Манежной площади, над многими зданиями в Санкт-Петербурге. По сути в тот момент Росси являлся сити-менеджером Петербурга, который определял концепцию развития города, строил целые кварталы, менял облик северной столицы. Крупнейшими проектами архитектора стали здания генерального штаба на дворцовой площади — один из символов Санкт-Петербурга, а также здания Синода и Сената.

Жена из простой семьи

К 1820-м годам Росси был одним из самых «дорогих» архитекторов в мире: его жалование составляло баснословные по тем временам 15 000 рублей в год. Интересно, что если государственные деньги, выделенные на строительство, он расходовал крайне прагматично, то со своими собственными расходами он совладать не смог: сохранились многочисленные прошения Росси о займах из казны. Стоит отметить, что архитектор всегда заботился о работавших в его команде зодчих и других коллегах, посылая прошения о повышении их жалования. 

Первого ребёнка архитектору родила в 1818 году Анна Больцини, о которой практически не сохранилось никаких сведений. Судя по всему, через четыре года она умерла, поскольку в 1822 году у Росси появился сын Лев от шведки Елены Андерсон. В петербургском свете обсуждалось довольно «простое» происхождение жены архитектора, которое, по мнению многих, не соответствовало должности Росси. На эти разговоры он не обращал никакого внимания: супруги прожили в счастливом браке 24 года. 

Последние годы

Росси совмещал работу в государственных структурах с многочисленными заказами. Интересно, что работы у него было так много, что он отказался участвовать в конкурсе на проект Храма Христа Спасителя в Москве. В результате интриг и доносов Росси впал в немилость Николая I и подал прошение об отставке. Прошение было принято, но за архитектором были сохранены все полученные им оклады, и он продолжал принимать частные заказы. 

В 1841 году император пригласил Росси осмотреть восстановленный после пожара Зимний дворец. Архитектор внимательно оглядел работу коллег и сказал, что потолок в Георгиевском зале в скором времени обязательно рухнет. Николай I, который лично подписывал чертежи, посчитал это завистью со стороны пожилого архитектора и прогнал его. Однако через несколько дней потолок действительно рухнул. В результате Карла Росси вернули на государственную службу в должности «члена по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях и впредь учреждаемых, кроме по Зимнему дворцу».

Архитектор продолжал активно работать вплоть до своей внезапной кончины в 1849 году. Он был погребён на Волковском лютеранском кладбище, а позже его прах был перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры.

Смотрите также: