Купол исторического здания на Воздвиженке, 9 – самый яркий архитектурный элемент дома, в котором жил дед Льва Николаевича Толстого. Его демонтаж означал бы, что разрушение «дома Болконского» перешло в необратимую фазу. Чтобы не допустить этого, активисты «Архнадзора» провели ночь на крыше, взобравшись на купол, не позволяя строительному крану снять его. Трое «градозащитников» были задержаны и доставлены в ОВД «Арбат».
Рассвет в осаде
В понедельник вечером активисты плотными рядами «прогуливались» у ворот здания, не пуская во двор «Газель» с компрессором, необходимым для работы отбойными молотками. В результате разнервничавшийся водитель «Газели» совершил наезд на одного из активистов.
«Уже совсем вечером мы увидели, что строители пригнали кран и цепляют его за деревянный остов купола. Пока мы с ними препирались, Рустам Рахматуллин нырнул под леса, выбрался на крышу и сел на купол. Мы с Павлом Шехтманом присоединились к нему. И так до утра держали осаду. Строительный кран уехал ни с чем, а мы остались на крыше до утра, ждали комментариев правительства Москвы, – рассказывает избежавший задержания активист Петр Мирошник. – Но в восемь утра проснулось полицейское начальство и скомандовало снять всех с крыши. Мне удалось избежать этой процедуры, а других препроводили в ОВД «Арбат» и удерживают там».
Пилят сук, на котором сидят
На смену задержанным к дому на Воздвиженке прибыли свежие силы активистов «Архнадзора». Двое из них вернулись на место ночных событий – на крышу, остальные толпятся внизу.
«Теперь они пытаются распилить металлический каркас купола вручную и растащить его по частям, – говорит активист Александр Можаев, глядя на крышу и щурясь от солнечных лучей. – Честно говоря, непонятно, как все это технически будет сделано, как они вынесут тяжелые металлические части купола. Со стороны пока выглядит, будто рабочие пилят сук, на котором сидят».
Путь на крышу занимает десять минут: сначала ныряешь под леса, затем – вверх по деревянным доскам, скрепленным металлическими перекладинами.
«Осторожно, тут все на честном слове держится, толком не закреплено», – предупреждает корреспондента АиФ.ru один из ночных защитников «дома Болконского» Петр Мирошник.
«Те вон огрызки – это остатки стены XVIII-XIX веков, которую помнит дед Льва Толстого – князь Волконский, – Петр останавливается у отломанного куска фасада и заглядывает внутрь двора. – Но его давно выломали. Сейчас, после обрушения карниза, разрушают белокаменный фриз, венчающий здание. Согласно проекту, будет понижена историческая высота второго этажа, и на него насажены еще два».
Купол режут автогеном
На крыше теснее, чем на улице: рабочие переносят части купола, активисты «Архнадзора» ведут переговоры с охраной объекта реконструкции, полицейский скучает, не проявляя особого интереса к событию, депутат Госдумы от КПРФ Владимир Родин стремительно ходит их угла в угол, поминутно прикладывая к уху телефонную трубку.
«А он как сюда забрался?». «Как все, по лесам, – говорит Петр Мирошник. – Прямо вот так, по форме, с депутатским значком, взбирался в общем порядке».
«О, новые прибыли. Куда лезете? Чего толпу нагнали?», – орёт охранник, остановив нас у края крыши и загородив собой проход на ровную поверхность.
«Пустите их, это наши», – вступаются активисты за его спиной. «Сейчас пущу, нах…», – охранник щедро снабжает монолог непечатными выражениями. «Дайте им тогда на лифте обратно спуститься», – настаивают активисты. «Ни в коем случае. Как забрались, так пусть и спускаются», – охранник суров. «Эх, если бы власть не воевала с народом…», – вздыхает депутат Родин, набирая очередной телефонный номер.
На крыше жарко. Отсюда хорошо просматривается наполовину разобранный «скелет» купола. «Вручную демонтируют, – говорит координатор «Архнадзора» Наталья Самовер. – Режут автогеном, снимают детали и на весу их транспортируют».
Общественники и депутат ждут реакции мэрии Москвы на ночную попытку снять со здания купол. Владимир Родин пытается дозвониться в административно-техническую инспекцию, чтобы получить ордер на остановку работ, выписанный после несчастного случая 17 июня. Ордер, по официальной версии чиновников, «лежит где-то в архиве».
На вопрос, не пытается ли полиция остановить работы по демонтажу купола, депутат Родин машет рукой: «Нет, что вы. Полиция тут, на крыше, общественный порядок охраняет. Следит, чтобы мы с охраной не подрались, видимо. А что работа ведется без разрешительной документации, их не волнует».
…Около 16.00 задержанных активистов «Архнадзора» выпустили из ОВД «Арбат», продержав около семи часов. «Ничего так и не объяснили, – коротко комментирует по телефону Петр Мирошник. – Просто сказали, что свободны».
Дом из «Войны и мира»
Как ранее сообщал АиФ.ru, работы по разрушению фасада и кровли «дома Болконского», по данным «Архнадзора», ведутся незаконно. Ордер объединения административно-технической инспекции разрешает три вида работ – шпунтовое ограждение, котлован и обустройство строительной площадки.
Разбирать культурный и литературный памятник начали в начале марта – с разрушения выходящей во двор стены, относящейся к XVIII веку. К сегодняшнему дню на фасаде «дома Болконского» разрушена треть венчающего белокаменного фриза.
Смотрите также:
- Мне бы в небо. Где в Москве можно посмотреть на звёзды? →
- Без горок и гонок. Как выглядела Москва 100 лет назад →
- Мокрое дело: как работают городские пляжи →