В США старинный особняк целиком перевезли по реке из одного города в другой. Насколько это уникальная операция?
Не настолько уникальная, как дорогая. Владельцу дома она обошлась в миллион долларов. Трёхэтажный кирпичный особняк весом 363 тонны сплавили на барже по реке на расстояние 80 км ➊. Почему не могли перевезти по суше? Габариты особняка не вписывались в дорожные развязки.
Вообще, перевозить с собой дома при смене места жительства в Америке начали ещё в середине XIX века. Лёгкие деревянные постройки перевозили на конной тяге ➋.
Куда сложнее и уникальнее передвигать каменные дома. В Нью-Йорке в 1888 г. отель, стоящий на берегу, решили подвинуть подальше от океана. Весил он 5000 тонн. Здание приподняли на гидравлических домкратах, подкатили под него 112 тележек и по рельсам, проложенным под зданием, передвинули на 150 м. Для этого потребовалась тяга 6 паровозов ➌.
В России первый дом сдвинули в 1898 г. В Москве расширяли железнодорожную станцию на Каланчёвке, этому мешало новое (на тот момент) двухэтажное здание (вес 1840 тонн) ➍. Его аккуратно срезали с фундамента и на конной тяге за неделю переместили на 100 м.
В СССР в 1935 г. был утверждён Генплан реконструкции столицы. И тогда тоже пришлось кое-что немного подвинуть. Был даже создан специальный «Трест по передвижке и разборке зданий». Всего «переехали» 22 каменных здания. Самое крупное — Саввинское подворье (вес 23 000 тонн). Его передвинули на 50 м за одну ночь с помощью электролебёдок ➎. Жильцов при этом не отселяли, подключив к дому гибкие коммуникации водо-, газо- и электроснабжения.
В наши дни научились перевозить по обычным дорогам здания весом до 1000 тонн. Для этого используются специальные гидравлические тележки на колёсном ходу ➏.