На выходных на многих российских сайтах появились красочные фотогалереи того, как Нью-Йорк покрывается толстым слоем снега. Об этом по ТВ крутили многочисленные сюжеты: движение парализовано, американцы боятся выходить на улицы… В общем, обычный снегопад возвели чуть ли не в ранг экологической катастрофы, ударившей США в самое сердце.
Но вот что интересно, ведь цифры, иллюстрирующие российскую зиму в Москве, не сильно отличаются от американских, где землю покрыл 70-сантиметровый слой снега. Однако, в отличие от Нью-Йорка, в столице РФ жизнь не только не замирает, но даже продолжает бить ключом. Так в чём же разница?
Предупреждён, значит, вооружён
А разница в том, что в Москве все коммунальные службы города ещё за несколько часов до начала снегопада находятся в полной боевой готовности, и, как только первые снежинки касаются земли, десятки тысяч людей и тысячи единиц специальной техники начинают убирать город, чтобы на следующее утро «кольца» на навигаторах не замкнулись красным цветом, жители могли доехать на работу на своём авто и дойти до метро и остановок наземного транспорта.
Ежедневно Гидрометеобюро Москвы и Московской области (одно из подразделений комплекса ЖКХ) готовит погодные сводки, которые тут же отправляются в коммунальные службы города. Так столичные власти заранее узнают о возможном снегопаде. По каждому из районов информация передаётся на сутки вперёд с последующими уточнениями. А по всей Москве предварительный прогноз делается на пять дней вперёд. Так что стихия российскую столицу застать врасплох не может.
Как только коммунальщики получают от метеорологов предупреждение о снегопаде, все службы начинают активную подготовку. Ещё до начала снежной бури дороги обрабатываются противогололёдными реагентами, которые помогут избежать аварий на дорогах в самом начале снегопада, до того момента, как снег сможет расчистить специальная техника. Она, кстати, параллельно готовится к выезду на трассы. В первую очередь внимание уделяется крутым спускам, мостам и эстакадам, тоннелям. Приводится в полную готовность снегоуборочная техника. Эта работа, по регламенту зимней уборки, должна быть выполнена за три часа. А на МКАД, транспортных развязках и основных магистралях — за один час. Реагенты необходимы для того, чтобы превратить падающую с неба липкую снежную массу в «кашу», которую позже будет легко убрать с проезжей части специальным машинам. В противном случае снег утрамбуется и может стать причиной многочисленных аварий.
После этого на дорогу выезжают плужно-щёточные машины, которые подметают и собирают остатки снега, отодвигая их к обочинам. Официально, на дороге может оставаться до 30% снежного наката, но в Москве, где трафик особенно интенсивен, коммунальщики стараются убирать дорогу, пока из-под снега не покажется чёрный асфальт. После этого сугробы с помощью специальных погрузчиков собираются и грузятся в самосвалы, которые отвозят снег либо на стационарные плавильные машины, либо к многочисленным мобильным плавильщикам снега, которые обеспечивают полное покрытие районов Москвы. Там на сепараторе-дробилке отсеивается крупный мусор, который вывозят на мусорные полигоны. А оставшийся снег плавится сточной водой в снегоплавильной камере при температуре 16–18 градусов. После этого получившуюся жидкость фильтруют и выводят в сток канализации. За сутки московские плавильные установки (56 стационарных и 145 мобильных) способны разделаться с 550 тысячами кубометров снега. Одна стационарная станция может обработать за день до 400 самосвалов, работая в круглосуточном режиме. С начала зимы таким образом в Москве удалось избавиться от 4 миллионов кубометров снега.
Как только снегопад подходит к концу, коммунальщики принимаются расчищать пешеходные зоны, тротуары, площади у станций метро, остановки и другие места, которыми москвичи пользуются чаще остальных. Причём в первую очередь от снега очищаются именно те «тропы», которыми привыкли пользоваться горожане, чтобы уменьшить риск травматизма.
Убирают в Москве и дворы. При необходимости это делается даже ночью. В любом случае, по регламенту, все уборочные работы во дворе должны завершиться до 10 утра. На деле же получается, что окончить уборку стараются раньше, чтобы москвичам было удобно и безопасно добираться на работу. Ещё недавно дворы могли быть чуть более опасны, чем пешеходные зоны на улицах. Но с 2011 года во дворах начали использовать реагенты. Это помогает избавиться не только от снега, который убрать не так и сложно, но и от наледи, с которой раньше приходилось бороться часами.
Чистят в Москве и скатные крыши зданий, коих в столице насчитывается в общей сложности порядка 16,5 тысяч. Остальные крыши от снега не очищают, уделяя внимание лишь опасно нависающим сосулькам. Плоские крыши нуждаются в очистке лишь в том случае, если покров снега превышает метр. Этим занимается около 4,5 тысяч бригад, в которых состоят более 16,2 тысячи человек, специально обученных для работы на высоте в сложных погодных условиях. С помощью специальной техники они избавляются от грозящего обвалиться с крыши снега и опасных сосулек.
Реакция на реагенты
Если по поводу работы коммунальных служб в Москве этой зимой споров практически не было, то шумиха вокруг использования реагентов в столице не утихает до сих пор. Кто-то считает, что средства для борьбы со скользким тротуаром на улице «разъедают» обувь. Другие жалуются на вред для здоровья своих четвероногих друзей. Третьи уверены, что реагенты вредят почве, в которой по весне «ничего расти не будет». Отдельные личности даже уверяют, что у них на реагенты развилась аллергическая реакция. Причём практически во всех случаях, чтобы подкрепить свою жалобу какими-то аргументами, идёт ссылка на исследование 2009 года.
Однако необходимо учитывать, что в Москве используется новый тип реагентов начиная с 2010 года. Так что любые исследования 2009 года утратили свою актуальность ещё шесть лет назад.
Департаментом природопользования с 2009 года проводится мониторинг воздействия реагентов на окружающую среду. В течение всего сезона берётся порядка двух тысяч проб снежного покрова, поверхностных и грунтовых вод, почвы и зелёных насаждений. Все исследования показывают, что ни одно из веществ, входящих в состав реагентов, не выходит в пробах за пределы допустимой концентрации, а значит, и не представляет угрозы ни для человека, ни для животных, ни для природы.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды в прошлом году проводил исследования воздействия реагентов на природу. Были взяты пробы снега и почвы. 93,6 процента проб почв придорожных территорий не засолены. А количество превышений по содержанию хлорид-иона и натрия в пробах снега снизилось за год на 50 процентов. Но самое главное, что все реагенты безопасны для людей, животных, обуви и окружающей среды.
Реагенты, применяемые сегодня в Москве, аналогичны тем, что используются во многих городах Европы и Канады. При этом московские специалисты следят за новыми разработками в данной сфере. В случае, если среди них появится вариант, эффективный для Москвы, технология будет изменена.
Также некоторых смущает «чёрная грязь», в которую превращается снег под воздействием реагентов. Однако своим чёрным цветом жижа, которую тут же стараются убирать коммунальщики, обязана не реагентам. Средства по борьбе с наледью и снегом имеют белый или слегка желтоватый цвет. Чёрной же «грязь» становится из-за пыли на дорогах, а также продуктов переработки нефтепродуктов, используемых в автомобилях (бензин, масло).
А теперь представьте жизнь без реагентов. Что произошло бы, откажись Москва от использования этих эффективных средств по борьбе с гололёдом? Опыт показывает, что при выпадении снега на дорогах резко снижается средняя скорость движения и возрастает аварийность. Для пешеходов существенно увеличится вероятность получения травм.
Посмотрите на США. Там в связи с вызванными снегопадом инцидентами погибло порядка 40 человек. Основная причина — дорожно-транспортные происшествия на скользкой, не обработанной реагентами дороге, которую не успели расчистить коммунальные службы. Кто-то погиб под снегом и сосульками, срывавшимися с крыш. Был даже один случай, когда мужчина, пытавшийся очистить от снега двор, умер от сердечного приступа.
И что у нас? В Москве жизнь продолжается. Более того, с зимы 2010–2011 годов, когда была внедрена новая технология, отмечается снижение числа случаев получения травм, связанных с гололёдом. Если зимой 2010–2011 было отмечено почти 3,5 тысячи таких случаев, то годом позже — уже 2218, а зимой 2014–2015 годов — 1393. Эти данные свидетельствуют: уборка улиц с использованием реагентов эффективно защищает москвичей от гололёда.
Как у них?
В Европе и Северной Америке, в странах с отчасти схожим с нашим климатом, всё шире применяются различные химические материалы для борьбы с гололёдом на дорогах и городских улицах.
Только в США используют около 10 миллионов тонн хлористого натрия и порядка 300 тысяч тонн хлористого кальция. В Европе, во Франции эта цифра достигает 1,2 миллиона тонн, в Англии — порядка полутора миллиона тонн, в Дании — до 400 тысяч тонн, в Финляндии — около 150 тысяч тонн хлоридов.
Если мы захотим проанализировать и зарубежный опыт в очистке улиц от снега, то поймём, что многие из них значительно осложнили бы ситуацию на улицах российской столицы, а другие не прижились бы в нашей стране.
Так, например, в канадском Монреале при очистке улиц движение на них блокируются на полчаса – час. Представьте себе такое на Тверской или на МКАД, да ещё и в час пик — это же транспортный коллапс.
В японском Саппоро после обильных снегопадов спецтехника выходит на улицы лишь ближе к полуночи. До этого времени жители предоставлены сами себе — передвигайтесь, как хотите. Снег там не вывозят вовсе, а откидывают его к обочинам дорог, поэтому к концу зимы тротуары Саппоро превращаются в узкие снежные коридоры со стенами в два человеческих роста. Сравните это с московскими нормативами, когда высота сугроба на дороге не может превышать полуметра, а ширина — полутора.
Злитесь на эвакуаторов, которые забирают в Москве неправильно припаркованные автомобили? В Хельсинки уборщики снега могут потребовать освободить улицу от машин. В противном случае владельцу авто придётся возмещать расходы по перемещению своего железного коня — не менее 85 евро. По нынешнему курсу — это более 7 тысяч рублей.
Штрафами облагают горожан и в американских городах Нью-Йорке, Бостоне, в канадском Монреале, в том же финском Хельсинки и в норвежском Осло, славящемся своим высоким уровнем жизни. Там штрафуют, если ты не очистил территорию у своего дома или магазина в установленные сроки. Не хочешь делать это сам? Плати не менее 100 долларов (уже более 8000 рублей) специальной организации, которая сделает работу за тебя.