Летопись торговли. 11 исторических пассажей Москвы

ГУМ на Красной площади. © / www.russianlook.com

Ценники изобрели в ГУМе 

Верхние торговые ряды (так 120 лет назад назывался ГУМ ➊) торжественно открылись осенью 1893 г. и снискали славу крупнейшего универмага Европы. Ещё бы - более тысячи магазинов под одной крышей, перекрывающей три продольные и три поперечные улицы, по обеим сторонам которых - фасады с витринами. С конца XVIII в. такие центры именовали пассажами (от фр. passage - проход). Но ни в одном из них до этого не делали мостики, связывающие галереи-балконы на противоположных сторонах улиц.

   
   
Карта Фото: АиФ

Стеклянную крышу спроектировал выдающийся инженер Владимир Шухов (всего он остек­лил пять из девяти московских пассажей, построенных до революции), автором же архитектурного проекта, победившего в конкурсе, стал зодчий Александр Померанцев, позже прославившийся четырьмя соборами в память Александра Невского: в Москве, Петербурге, Челябинске и Софии. Контраст современных инженерных решений и «русских» фасадов сделал Верхние торговые ряды зданием «на все времена».

Столь эффектное и дорогое (смета потребовала 5 млн рублей) строение в самом престижном месте города сразу же вывело его за узкие рамки торговли. Здесь стали проводить художественные выставки, устраивать музыкальные вечера, а позднее - театральные представления и показы мод. Тут впервые появились ценники, не позволявшие продавцу произвольно задирать цену, и книга жалоб, одно наличие которой вынуждало торговцев следовать мировому правилу: клиент всегда прав.

Модное место в городе по­зволяло не только отовариваться, но и, оставив вещи в камере хранения, гулять по зимнему саду, пить кофе, обедать в одном из лучших ресторанов. Ещё здесь можно было отправить телеграмму, постричься, вздремнуть часок в комфортабельной комнате отдыха и даже посетить зубоврачебный кабинет.

Место встречи (в центре ГУМа у фонтана) изменить нельзя. Фото: АиФ

«Бродвеи» для бездельников

Верхние торговые ряды стали седьмым по счёту пассажем Москвы. Первым же была «Галерея с магазинами князя М. Н. Голицына» ➋, располагавшаяся на Кузнецком Мосту между Петровкой и Неглинкой. На её месте сейчас открытая площадка перед новым зданием ЦУМа. Голицынский пассаж построил в 1835 г. архитектор Михаил Быковский - автор «флорентийского» собора Ивановского монастыря, собора на Бородинском поле, реставратор Чудова и Вознесенского монастырей Кремля (оба снесены в 1930-х гг.). Фасады в «помпейском» стиле указывали на роскошь, сегодня мы бы назвали лавки галереи бутиками.

За полтора века Кузнецкий Мост изменился мало. Справа на фото можно наблюдать уцелевший пассаж Попова (самое высокое здание). Фото: АиФ

Этот московский пассаж «произвёл» на свет и первую пешеходную зону в столице, стеклянная крыша которой защищала от дождя и снега. Поэтому здесь стало модно фланировать, встречаться со знакомыми, баловаться сладостями в кондитерских да и просто бездельничать.

А вот Голофтеевский пассаж был снесён (на снимке - справа), 1914 год. Фото: РИА Новости

В 1870-х гг. князь Голицын продал пассаж купцу Конону Голофтееву, а в 1913 г. Голофтеевский пассаж открыл двери в своём новом обличье - его перестроили по проекту инженера и архитектора Ивана Рерберга, прославившегося постройками Киевского вокзала и Центрального телеграфа. Сторонник инноваций, главным материалом он выбрал железобетон, благодаря чему оконные проёмы так расширились, что витрины превратились в панорамные окна.    
   

Параллельно Голицынской галерее на месте, ныне занимаемом ЦУМом ➌, в 1870-е гг. появились пассажи Александровский и Солодовниковский (о Гавриле Гаврилыче Солодовникове, чудаке и богатейшем человеке Москвы, читайте материал «Отнюдь не тихая Ленивка» в «АиФ» № 14 за 2013 г.). Последний пассаж считался культурным центром: общество любителей музыки и драматического искусства при нотном магазине Юргенсона устраивало здесь спектакли, концерты и встречи с модными писателями - А. Островским, А. Плещеевым, А. Писемским... Когда знаменитый пейзажист Куинджи захотел выставить в пассаже «Ночь на Днепре» и «Берёзовую рощу», друзья его отговаривали: какой моветон - живопись среди соболей и жемчугов. Но Архип Иванович не смутился товарным соседством - так его искусство стало ближе к народу.

В Солодовниковском пассаже актёры и писатели не считали зазорным выступать, а художники - вывешивать полотна. Фото: Public Domain

На Кузнецком Мосту, 12 ➍, вырос пассаж чаеторговца Попова, а рядом, на Петровке, 10 ➎, - Петровский. Таким образом, узел пересечения Кузнецкого Моста с Петровкой и Неглинной стал средоточием моды и светской жизни.

Смоленский пассаж оказался внутри двора. Фото: АиФ

В 1882 г. в Поповском пассаже открылась первая телефонная станция, а три года спустя на фасаде впервые в Москве появилась световая реклама. С 1958 г. в здании работает научно-техническая библиотека. А Петровский пассаж (его владелице Вере Фирсановой принадлежали расположенные неподалёку Сандуновские бани) стал первым в Москве сооружением, сиявшим в тёмное время суток электрическими огнями, - электростанцию расположили как раз в Сандунах.

Лубянский пассаж ➏ (на месте ныне реконструируемого «Детского мира») и пассаж Постниковой (ул. Тверская, 5/6) ➐, ныне здание Театра им. Ермоловой, наряду с Верх­ними торговыми рядами стали первыми четырёхфасадными постройками - так полнее использовались дорогостоящие участки земли.

К идее пассажей современные зодчие вернулись в 1990-е гг. Звёздный испанский архитектор Рикардо Боффил спроектировал Смоленский пассаж ➑ (Смоленская пл., 3). Он, как Новинский ➒ (Новинский бул., 31) и Тверской ➓ (ул. Тверская, 18) пассажи, а также торговый центр «Охотный ряд»  (Манежная пл.), унаследовали традицию перекрытых торговых улиц, но масштабы сооружений (как и объём торговли) с прошлого века возросли в разы.

Смотрите также: