Эффект плавления. Как победить гололёд

Бывают дни, когда Москва попадает в ледяной плен, и тогда без реагентов не обойтись. © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

За один только январь в Москве выпало 114 см осадков. Правда, глядя в окно, этого не скажешь: снег оседает прямо на глазах, а тот, что не успел растаять, вывезен на снегоплавильные пункты.

   
   

Атаки отбиты

Подобные капризы погоды - результат глобального изменения климата, которое, разумеется, не обходит своим «вниманием» и Московский регион. Зима ещё не кончилась, поэтому пока не время подводить окончательные итоги, но все январские «атаки» со снегами и оттепелями, которые предприняла природа, отбиты успешно.

«Сегодня в городе создана комплексная система: мы получаем данные от метеорологов каждые три часа и в зависимости от этого определяем порядок работы, - рассказывает Александр Орешкин, руководитель ГБУ «Автомобильные дороги». - За полтора-два часа до начала снегопада выводим технику на места дислокации. За последние 5 лет город существенно нарастил мощность техники, сегодня у нас в распоряжении 13 тыс. единиц современных многофункциональных машин. Если раньше 10-сантиметровый слой снега мы вывозили за 10 суток, то теперь справляемся за 3 дня. Ещё одно достижение в том, что снег не складируется на свалках, а полностью утилизируется. У нас в городе 56 стационарных и 145 мобильных снегосплавных пунктов. В штатном режиме на уборке снега занято 60 тыс. человек (это, кстати сказать, население такого города, как Горно-Алтайск!), в авральном режиме привлекаем 18 тыс. единиц техники и 90 тыс. человек. Так было 29 января, когда нам пришлось перестраиваться буквально на ходу: за 10 часов - с минус 20 на плюс 2. Очень важным подспорьем являются противогололёдные реагенты (ПГР) - без них, с одной только механической уборкой, мы не добьёмся желаемых результатов». Когда 29 января утром город превратился в хорошо отполированный каток, то только благодаря реагентам травматологические отделения больниц не оказались переполненными: лёд на дорогах уже к обеду растаял. Кстати, несмотря на обилие этой химии, в Москве не отмечено увеличения аллергических и лёгочных заболеваний.

Реагенты? Жалоб нет!

Самые известные способы борьбы с зимними проблемами на дорогах - это гранитная крошка и ПГР. То и другое имеют свои плюсы и минусы. Гранитная крошка и песок уменьшают скольжение, но забивают и выводят из строя ливневую канализацию, нарушают работу эскалаторов метро, попадая в механизмы. Реагенты быстро расплавляют снег и лёд, не оставляют следов и значительно снижают травматизм на дорогах. Правда, иногда их смывает дождём. Но сильные дожди в январе - редкость в наших широтах, поэтому реагент остаётся на сегодняшний день наиболее эффективным способом обеспечения безопасности дорожного движения и пешеходов.

Что касается разговоров о вредоносности реагентов (и обувь, мол, они портят, и собачьи лапы «обжигают», и дороги «разъедают»), то сегодня эти слухи не выдерживают никакой критики.

«На протяжении нескольких лет мы проводим мониторинг воздействия противогололёдных реагентов на окружающую среду, - объясняет Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды. - Вред от них минимальный. Превышение норм концентрации в почве веществ, входящих в состав реагентов, в прошлом году составило лишь 0,1%. По показателям за 2014-2015 гг. 93,6% почв города не засолены. На протяжении нескольких лет мы констатируем снижение засоленности наших вод. Воздействие реагентов на зелёные насаждения - это также миф. Состояние 85% деревьев в городе оценивается как удовлетворительное».

«Реагенты, применяемые в Москве, абсолютно безопасны, - продолжает Елена Андреева, руководитель управления Роспотребнадзора по г. Москве. - По просьбе Департамента ЖКХиБ мы в 2015-м проводили исследование реагентов, привлекая к этой работе Центр гигиены и эпидемиологии. Проверяли ПГР на активность радионуклидов, наличие тяжёлых металлов, токсичность - и выяснили, что все показатели не превышают существующих предельно допустимых концентраций по СанПиН. Очень важным показателем являются обращения москвичей с жалобами на влияние реагентов. Но в этом году жалоб нет».    
   

Кстати, нынешней зимой показатели травматизма в городе на четверть ниже, чем в прошлом сезоне. Это стало возможно благодаря реагентам с эффектом плавления, превращающим ледяные катки в обычные тротуары.

На погодные капризы нет управы: на них ведь не пожалуешься в какую-нибудь небесную канцелярию с просьбой «прекратить это безобразие». Поэтому приходится обходиться своими силами - лопатами, снегоуборочной техникой и реагентами. А если вас чем-то не устраивает уборка - смело можете жаловаться на портал «Наш город».

Кстати
В 1960-е гг. основным проти­вогололёдным реагентом в нашей стране была песко-соляная смесь, на 92% состоящая из песка и на 8% из технической соли. Она забивала ливневую канализацию, загрязняла дороги и тротуары, портила газоны, и весной коммунальные службы тратили немало сил и средств на очистку города от песка.

С 1995 г. в качестве ПГР использовалась техническая соль, или хлорид натрия: она быстро расплавляла лёд, превращая его в «кашу», но при этом разъедала кузова и колёса автомобилей, портила обувь. Кроме того, в результате «засоления» в городе погибали зелёные насаждения. С 2001 г. в Москве было принято решение перейти на использование экологически благополучных ПГР (твёрдые «Биомаг» и хлористый кальций, ингибированный фосфатами, и жидкие «Нордекс» и ХКМ - хлористый кальций модифицированный). В 2005-м коммунальные службы отказались от «Биомага», а в качестве реагента был оставлен ХКМ.

Сегодня в российской столице используют жидкие реагенты на основе хлорида кальция и хлорида натрия, твёрдые многокомпонентные и твёрдые комбинированные ПГР, а также вспомогательные материалы - мелкий гранитный щебень, мраморную крошку и крупнозернистый песок.

Мифы и реальность

Миф

На Западе не используют химикаты для борьбы с обледенением на дорогах.

Реальность

Реагенты применяют во Франции, США, Англии, Дании, Финляндии, Швеции и других странах. В крупных городах их используют для обработки автодорог и начинают во время снегопада. В Берлине обработка реагентами запрещена вблизи пешеходных переходов, но в этом городе и климат отличается от нашего.

Миф

На Западе реагенты запрещено использовать на тротуарах и во дворах.

Реальность

Строгий запрет установлен лишь в некоторых городах. Но, например, в Нью-Йорке и Оттаве ограничения нечёткие и использование «химии» оставлено на усмотрение собственников.

Миф

Москва не использует современные технологии уборки снега, которые применяются в мире.

Реальность

Действительно, ряд государств использует инновационные методы. Например, в Японии высокие сугробы разрушают с помощью бурильной установки. В США, штат Айдахо, создано дорожное покрытие с солнечными панелями, и «умная» дорога расплавляет снег и лёд за счёт накопленной за день энергии. В Исландии уборка снега облегчается за счёт термальных источников, проложенных в трубах под городским асфальтом. В Москве подобные способы просто невозможны. А в тех городах, где климатические условия схожи с московскими, применяются такие же средства, как у нас.

Миф

Только у нас могут завалить снегом припаркованный автомобиль.

Реальность

Первоочередная задача во всех странах - очистка дорог с высоким трафиком путём сгребания снега к обочинам. Для этого на обочинах не должно быть припаркованных автомобилей. В Оттаве, например, существует запрет на парковку автомобилей вдоль улиц во время снегопадов. В Нью-Йорке при очистке улиц коммунальщики могут заваливать снегом частные проезды и тротуары, обязанность по очистке которых лежит на их собственниках.