C окончанием лета в Москве завершается и большая стройка, не заметить которую было невозможно. Ремонтные работы велись по всему городу, начиная от самого его сердца и заканчивая вылетными магистралями.
Всего будут реконструированы 50 московских улиц и магистралей общей протяжённостью 112 километров и площадью 736 гектар. В этот список вошли: 43 центральные улицы, продолжения вылетных магистралей, исторические градообразующие улицы Москвы, 7 вылетных магистралей (Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское, Можайское, Щёлковское шоссе, Рязанский проспект).
Всё и сразу
Список работ был настолько обширен, что под благоустройство столицы выделили специальную программу, которая получила название «Моя улица». Но главное здесь даже не масштабы, а тот факт, что ставка делается на комплексность. В Департаменте строительства столицы решили: если делать, то всерьёз и надолго, чтобы не приходилось вновь перекапывать целую улицу, когда возникнет необходимость менять или ремонтировать коммуникации.
«Благоустройство улиц — это правильное дело. Улицы — это наше общественное пространство. Из них, собственно, город и состоит. Заниматься улицами — это необходимая задача. Важно понимать, что все работы должно вестись по проектной документации. Это не должен быть просто ремонт по месту, пусть даже и капитальный, или перекладка бордюров и плитки с одной на другую. Изменения должны быть качественные, в том числе и с учётом последующих работ, которые в перспективе могут произойти на этих улицах, например, нужно принимать во внимание перекладку или ремонт инженерных коммуникаций до укладки плитки и разбивки новых газонов», — считает архитектор-урбанист, основатель и генеральный директор градостроительной компании «Яузапроект» Илья Завилухин.
Так в Москве и поступили. На протяжении более чем трёх месяцев горожане могли наблюдать, как сотни рабочих метр за метром укладывали новые коммуникации под землю. Туда же спрятались и все электропровода, которые до этого не позволяли насладиться красотой городских улиц, не говоря уже о попытках запечатлеть их на камеру. Затем последовали дорожные работы и мощение пешеходной части улиц тротуарной плиткой. Завершающий этап предполагал размещение скамеек и новых городских фонарей, а также озеленение столицы.
Да, ремонт проводился летом, и это, действительно, вызывало ропот среди горожан. Но класть асфальт, перекладывать коммуникации зимой просто нельзя. Да, приходится терпеть неудобства. Но взамен москвичи получат красивые улицы, по которым будет приятно пройтись и не стыдно показать гостям города.
Ремонт по заявкам
Важный момент: выбор улиц был обусловлен не волею случая, не решением какого-то отдельно взятого чиновника, сидящего в отдельно взятом кабинете. Нет. Все улицы и те работы, которые на них должны были проходить, определяли сами жители Москвы. Решение принималось с помощью голосования на портале «Активный гражданин». Всего в «референдуме» приняли участие 157 тысяч человек.
По итогам опросов стало понятно, что жителям не хватает удобной навигации для автомобилистов и пешеходов, освещённых тротуаров и зон отдыха. Горожане высказались за создание условий для исключения движения и парковки автомобилей на тротуарах, за благоустройство «народных» троп, которые позволяют дойти до остановки или магазина кратчайшим путём. В жилых районах москвичи предложили создать дополнительные места для отдыха и парковки.
Брусчатка рубль бережёт
Много внимания уделяется именно выбору в пользу брусчатки, в которую всё больше и больше укутывают центр. Много претензий звучит в адрес экономической обоснованности использования этого далеко не самого дешёвого материала для отделки тротуаров.
Правда, мало кто понимает, что есть у этого вопроса и обратная сторона. Чем плохо асфальтовое покрытие, кроме не самых блестящих показателей с точки зрения экологии? Правильно, если уж его начали перекладывать, то делать это придётся полностью. Плитка же хороша тем, что для проведения каких-то работ или ликвидации каких-либо повреждений не обязательно перестилать всю улицу. Эти задачи теперь можно решать локально — убрали квадрат метр на метр и посадили в грунт дерево; сняли повреждённые плитки — на их место положили новые.
Да и в практическом плане у плитки, будь она гранитной или бетонной, есть неоспоримые преимущества. Луж на московских улицах должно стать в разы меньше. Любая неровность асфальтового покрытия приводит к скапливанию воды. На плиточной же поверхности вода будет уходить в многочисленные щели, забитые песком. Лужи просто не должны образовываться.
Результаты можно видеть уже сегодня, когда на многих улицах «грязные» работы подошли к концу. Становится заметно, как город в буквальном смысле преображается. Многие памятники архитектуры было просто невозможно рассмотреть и оценить, стоя на узеньком тротуаре, отведённом для пешеходов, когда тебе в спину дышала толпа спешащих по своим делам людей. Теперь же, на широких пешеходных зонах, мощённых гранитной или бетонной плиткой, можно спокойно останавливаться и любоваться красотой центральных улиц Москвы. На многих из них уже появились лавочки, позволяющие лишний раз отдохнуть и насладиться новым видом, открывающимся на Мясницкую.
Моя улица — мои правила
Говорить абстрактно можно сколько угодно. Но лучше всего своими глазами взглянуть на то, как преображаются московские улицы, выбрав для примера хотя бы одну из них. Вы можете сделать это самостоятельно, как это сделали мы. Наш выбор вполне понятен и вряд ли мог быть другим. Мы решили взглянуть на то, что произошло с Мясницкой улицей, на которой расположена редакция АиФ.ru, находящаяся в историческом особняке, принадлежавшем роду Барышниковых.
Мясницкая улица проходит от Лубянской площади до Садовой-Спасской улицы и является одной из наиболее известных улиц Москвы. В своём нынешнем виде она существует с XVIII века. До недавнего времени эта улица представляла собой проезд для движения машин в четыре полосы и была практически не приспособлена для пешеходов из-за узости тротуаров, отсутствия зелени и элементов благоустройства.
В итоге, когда Мясницкая была выбрана горожанами одной из улиц, где должен проходить ремонт, оставалось только определить, каких элементов коснутся изменения. На этот вопрос ответили также москвичи: крупная тротуарная плитка, освещение и новый сквер, на котором подробнее мы остановимся чуть позже. После того, как проект был готов, 11 мая 2015 года началась масштабная реконструкция одной из самых старых улиц столицы.
Сегодня, когда работы практически завершены, можно сказать, что улица уже стала намного более комфортной и безопасной для пешеходов. Движение же автомобилей по Мясницкой улице в два ряда вместо четырёх стало упорядоченным. Для остановки и стоянки машин обустроены парковочные карманы.
В ходе ремонта тротуары были существенно расширены и замощены гранитной плиткой. Вдоль Мясницкой улицы ещё только предстоит провести дополнительное озеленение. Зато её уже украшают декоративные светильники под старину, а провода, которые до этого были проложены открытым способом, спрятали под землю.
По ходу благоустройства улицы Мясницкой её посетил и мэр Москвы Сергей Собянин.
«Мы находимся на одной из старейших улиц Москвы — на Мясницкой. Не только одной из старейших, но и самых красивых, наверное, улиц. К сожалению, она в последние годы превратилась в автомобильный проезд, потому что здесь были узкие тротуары, не были отремонтированы фасады, огромное количество рекламных вывесок, проводов и так далее. И она, конечно, для москвичей если не была потеряна, то, по крайней мере, была незаметна, как такая удивительная жемчужина городская. Сегодня даже уже в ходе ремонта мы видим, как она возрождается. Это один из примеров того, что мы делаем на других улицах Москвы. Сегодня 50 улиц находятся в реконструкции: и вылетные магистрали, и исторические улицы», — сказал градоначальник.
Дело в деталях
Уже сегодня по Мясницкой можно пройтись и оценить те изменения, которые произошли за каких-то три месяца работ. Остаётся лишь провести работы по озеленению самой улицы.
Если начинать движение по Мясницкой от Садового кольца к Бульварному, обращает на себя внимание новый сквер, который появился на пересечении с Мясницким проездом. Раньше на его месте находилась стихийная парковка, которая мешала не только проезду автотранспорта, но и свободному перемещению пешеходов. Теперь здесь разбит сквер с удобными скамейками и большим количеством зелёных насаждений. Работники соседних офисов уже оценили такой подарок от города, облюбовав этот небольшой зелёный островок для отдыха во время обеденного перерыва.
Интересно, что одно из решений по благоустройству Мясницкой было принято прямо по ходу ремонта. Подвальные окна-решётки с американскими призмами конца XIX – начала XX века, которые во время реконструкции нашли замурованными под асфальтом, отреставрировали и вернули на Мясницкую. Эти уникальные конструкции позволяют экономить электричество. Призмы перенаправляют солнечный свет вглубь помещения, уменьшая потребность в искусственном освещении подвалов днём. Благоустройство полностью завершили к концу августа, а озеленение улицы пройдёт в начале осени, в соответствии с планами посадок.
Приятное соседство
Ещё одной изюминкой благоустройства Мясницкой улицы стал новый памятник, который был установлен в честь французского архитектора Ле Корбюзье, одного из революционеров в мире архитектуры и дизайна, работавшего в стилях модернизм и функционализм.
Памятник появился прямо напротив здания Центросоюза (Наркомлегпрома), построенного в 1928–1935 годах, автором проекта которого и является француз. Торжество правильных форм и строгих линий этого гиганта, доминирующего над всей улицей, неожиданно удачно вписалось в ансамбль из разноцветных особняков XVIII–XIX веков, соревнующихся между собой в помпезности и замысловатости фасадов. Ведь, как часто повторял сам Корбюзье, «архитектура — это совершенная и восхитительная по своему мастерству игра форм, которые сливаются воедино».