Генплан, метро и рабочие места: что произошло с Новой Москвой за год

Ровно год назад территория Москвы увеличилась почти вдвое, к городу добавилось 21 муниципальное образование площадью 148 тыс. гектар и 250 тыс. жителей. На первом этапе глобальный проект обошелся примерно в 16 млрд рублей. Но все изменения, произошедшие на присоединенных территориях за последние 12 месяцев, носили скорее номинальный характер.

   
   

Градостроительный план

Официально на присоединенных территориях было образовано два муниципальных округа – Троицкий и Новомосковский (ТиНАО). Но заведует ими пока единая префектура под руководством бывшего главы ЮЗАО Алексей Челышева. В перспективе управ будет две, но точные сроки разведения полномочий пока не озвучены. Одновременно прошел процесс передачи всех административных структур в подчинение столицы – московские управления теперь заведуют ЗАГСами, налоговыми, полицейскими управлениями, пенсионными фондами и другими подобными организациями на присоединенных территориях. А все жители округов получили равные права со столичными жителями.

Планы территориального развития двух новых столичных округов, Троицкого и Новомосковского, так и не были утверждены. Ранее в эфире телеканала «Москва 24» глава департамента развития присоединенных территорий Владимир Жидкин заявил, что в первую очередь генплан появится у Новомосковского округа, а следом будет разработан для Троицкого. Ориентировочная дата выхода документа в свет первого документа – текущее лето. При этом выхода генерального плана развития Москвы с учетом присоединенных территорий стоит ждать не раньше будущего года.

Девять месяцев назад, в сентябре 2012 года, в рамках архитектурного конкурса была разработана приоритетная концепция развития московской агломерации. Победителям выбрали сразу два проекта французов из бюро Antoine Grumbach et Associes и американскую команду Urban design associates. Согласно видению первых присоединенная территория должна стать «линейным городом», вытянутым вдоль главной магистрали – Калужского шоссе, предполагается максимальное сохранение зеленых насаждений и смещение в новую часть города научных центров. Реализацию собственно проекта французы оценили в 187 млрд евро, впрочем муниципальные чиновники сразу оговорили – полного претворения в жизнь дорогостоящей инициативы ждать не стоит. Концепция американского бюро признана ведущей лишь в номинации по размещению административного центра – нового здания для обеих палат парламента и некоторых федеральных ведомств. На самом деле никакого конкретного проекта по созданию Urban design associates не представили, а предложили лишь понравившийся властям вариант – построить здание в черте прежних границ, а не выносить его в Домодедово или Коммунарку, как предполагалось ранее.

Транспорт

Городские власти начали готовить план повышения транспортной доступности Новой Москвы. Один из ключевые проектов - открытие нескольких новых станций метро. После «Тропарево» на Сокольнической линии в план поставили «Румянцево» и «Саларьево». Обе откроются за МКАД в одноименных населенных пунктах. Причем в Саларьеве рассчитывают построить крупный пересадочный узел, который в дальнейшем позволит добрать до других населенных пунктов ТиНАО. Никаких жилых массивов в самом Саларьеве сейчас нет, единственная местная достопримечательность – крупный полигон твердых бытовых отходов. Но деревня располагается недалеко от бывшего города, сегодняшнего микрорайона Московский. «Румянцево» спроектировали вблизи крупного поселения и бизнес-парка. Обе станции по плану должны открыться для пассажиров уже в конце 2014 года, но строительство ни одной из них пока не было начато, а предназначенная для метро земля не выкуплена из частной собственности.

   
   

Больше всего надежд в отношении развития транспортной инфраструктуры присоединенной земли чиновники связывают с началом реконструкции Калужского шоссе. Согласно первоначальному проекту трассу предполагается расширить, оборудовать дополнительными путепроводами. Но говорить о конкретных результатах пока не приходится – стройка находится на этапе проектирования.

Единственное случившееся дополнение на сегодняшний день – маршруты автобусов. За последний год «Мосгортранс» начал перевозить пассажиров по шести новым путям. Уехать в Новую Москву со станции метро «Теплый стан» можно на автобусе 1003, который следует до Каменки. Альтернативный способ добраться до поселка – маршрут 1004 из пятого микрорайона Северного Бутова. С «Юго-Западной» до поселка Киевский начал ходить маршрут 1002, на нем же можно попасть в Румянцево, Дудкино и Московский. Отсюда же в микрорайон град Московский отправляется автобус 863. Маршруты 1001 и 863 работают только на новых территориях: первый курсирует между Троицком и поселком Киевский, второй связывает железнодорожную станцию «Щербинка» с микрорайоном местных новостроек.

Социальные последствия

Одной из самых обсуждаемых тем в течение года было принятие федерального закона за номером 43, об упрощении порядка изъятия земельных участков на присоединенных территориях. Документ официально вступил в силу в середине апреля. Вновь установленный порядок предполагает, что федеральное правительство будет формировать список важный территорий, а правительство Москвы изымать их в ускоренный срок, без дополнительных согласований с собственником. При этом владельцы недвижимости получат взамен аналогичные участки земли или денежную компенсацию.

Важным следствиям расширения границ должно было стать увеличение числа рабочих мест. Согласно озвученным Владимиром Жидкиным накануне годовщины присоединения оценкам сейчас на новой земле 87 тыс. рабочих мест – в 11 раз больше чем год назад. Но глобальные ожидания постоянно падают. В частности согласно первоначальному плану к 2025 году в новой Москве должны были работать 2 млн человек, затем прогноз сократился до 1,5 млн человек, а следом до 0,5 млн. Сокращение ожидаемого числа «трудовых мигрантов» традиционно связывается с низкой транспортной доступностью земель.

Читайте также: Как изменялись границы Москвы?