По ту сторону МКАД: где в Подмосковье образовались стихийные свалки

Лицензированных мусорных полигонов в области только 74. Фото: Эдуарда Кудрявицкого, АИФ

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал очередной «подарок» москвичам и жителям области от Министерства обороны.

   
   

В районе одного из водозаборов Москвы (на границе Истринского и Клязьминского бассейнов) обнаружена нелегальная свалка (20 гектаров), ущерб от которой исчисляется 380 млн (!) рублей. Взятая там проба воды показала, что ядовитые вещества превышают допустимую норму многократно. Следствием установлено, что в 2010 г. первый зам командующего войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Валерий Иванов заключил договоры на проведение рекультивации земель в районе воинской части в Солнечногорском районе. Но земли части были использованы под гигантскую свалку. Возбуждено уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий».

Кто всё видит?

Стихийные свалки - бич Подмосковья. Врио губернатора Подмосковья А. Воробьёв предложил оснастить все мусоровозы системой ГЛ­ОНАСС, тогда маршрут каждой машины можно будет проследить. Сейчас же спутниковой системой слежения оснащены только 7% автопарка мусоровозов. Увы, огромная часть недобросовестных водителей сваливают мусор в укромных уголках, не прилагая усилий, чтобы до­ехать до полигона ТБО. А ещё большое число самосвалов, занятых вывозом мусора, работают в этой сфере нелегально. Дешевле заплатить штраф (если поймают), чем заключить договор с полигоном о приёме отходов. Существующими сейчас штрафами напугать кого-либо трудно. Физическое лицо можно наказать на 2 тыс. руб., юридическое - на 50 тыс. руб. максимально. Такой штраф окупается за одну поездку.

Может быть, поэтому в Подмосковье от нелегальных свалок, которые появляются как грибы после дождя, так и не удаётся избавиться?

Конечно, операции «Засада», которые периодически проводят сотрудники Гос­адмтехнадзора Московской области, приносят свои плоды, но кардинально изменить ситуацию они не в силах. О масштабах мусорного моря мы имеем приблизительное представление. Лицензированных полигонов в области 74. Москва и область совместными усилиями производят более 200 млн тонн отходов в год. Естественно, цифры эти приблизительные, высчитанные путём умножения населения столицы и области на нормативы по вывозу отходов, установленные ГОСТ. Незарегист­рированных жителей никто не считал, а убирать за ними всё равно надо. Большую часть мусора составляют строительные отходы, шлаки производства. Садовые товарищества, дачные посёлки, которых в Подмосковье насчитывается более 11 тысяч, тоже вносят немалую лепту в существующие горы. К сожалению, много садовых товариществ из экономии не желают заключать договоры с коммунальными службами, занимающимися вывозом ТБО. Стоит оставить кому-то пакет с хламом у обочины, как через неделю рядом с ним уже сотни других.

   
   

Отходы - в доходы!

А. Воробьёв пообещал жителям Московской области, что в ближайшие годы будет построено несколько мусоросжигательных заводов. Таким образом Подмосковье сможет избавиться от 17 огромных полигонов, уже под завязку забитых отходами. Местоположение их пока не определено, но однозначно - перед началом строительства пройдут положенные по закону открытые обсуждения проектов, на которых каждый желающий сможет высказать своё мнение и проголосовать.

В редакцию «АиФ» постоянно приходят письма с предложениями от читателей, которых волнует чистота окружающей природы. Вот что предлагает москвич Михаил Галкин: «Посмотрите, сколько деревянных отходов можно собрать только в Москве! Пилят старые деревья, обрезают ветки в парках и скверах, меняют деревянные рамы на пластиковые. И весь этот экологически ценный мусор везут в Подмосковье. Но ведь его можно пустить в дело в котельных! А почему бы не наладить сбор пищевых отходов, как было в советское время? Конечно, свиней на откорме в колхозах уже нет, но можно кормить калифорнийских червей, которые вырабатывают ценный гумус. Самосвалами можно было бы везти облагороженную ими почву на московские скверы и бульвары.

Не понимаю: почему нельзя наладить и сбор стеклотары, почему наша страна столь расточительна?! Ведь когда-нибудь и кварцевый песок для производства стекла может кончиться. Считаю, надо принять закон, запрещающий производить полиэтиленовые пакеты, которые не разлагаются по 200 лет. Давно есть технологии, позволяющие производить мешки, от которых через два года в почве ничего не остаётся». Возможно, эти предложения покажутся утопией, но за границей практически все эти идеи давно воплощены!

«Есть страны, где мусора не хватает! Его готовы даже покупать! - говорит Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ. - Например, в Швеции более четверти жилого фонда страны (это 300 тыс. домов) отапливается за счёт сжигания бытового мусора в котельных. Плата за тепло составляет там мизер, а у нас - самую большую часть квартплаты. Кроме того, там из мусора «добывают» ещё и дешёвую электроэнергию. Вот бы и нам научиться так же рационально использовать мусор!

В Швеции и других Скандинавских странах программа использования бытовых отходов начала работать с 1970-х гг. Ежегодно там пускают в дело более 2 млн тонн бытового хлама. На ближайшие годы Швеция уже имеет договорённости об экспорте мусора из Норвегии, Болгарии, Румынии, Италии, стран Балтии. Интересна такая деталь: шведы экспортируют из Норвегии 800 тыс. тонн мусора в год, но при этом токсичный пепел, который остаётся от сжигания, они возвращают хозяевам для последующего захоронения».

Умная утилизация мусора начинается с высокого уровня культуры населения. В Европе человека, замеченного, что он бросает в контейнер с бумагой пластиковую тару, штрафуют! А у нас пока сами контейнеры для раздельного сбора мусора воспринимаются как очевидное, но невероятное. И самое обидное, что рассортированный мусор никому не нужен и его в конечном итоге трамбуют в общую кучу.

Сидим на «золоте», а как его использовать - ума не приложим?!

Смотрите также: