Химическая реакция: как на Москву повлияют новые реагенты

В ближайшее время на территории Москвы должны начать использовать новые многокомпонентные жидкие реагенты, сделанные на основе хлористого кальция и магния. Власти рассчитывают, что такие вещества будут оказывать менее значительное воздействие на окружающую среду. Об этом говорится в результатах экологической экспертизы на новую технологию зимней уборки, которые были опубликованы на сайте городского департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ДЖКХиБ). Но полностью избежать негативного влияния химических реагентов на жизнь горожан, судя по всему, все равно не выйдет: соль по-прежнему будет портить обувь, разъедать лапы животным и ухудшать экологическую обстановку.

   
   

Согласно новым стандартам, ежегодно в Москве будут рассыпать примерно 450 тыс. тонн противогололедных материалов: 135 тыс. из них будут приходиться на жидкие, 185 тыс. на твердые и 130 тыс. на комбинированные реагенты. Практически все они - на основе хлористого кальция и натрия. Вспомогательным материалом будут служить мраморные и гранитные крошки.

Применять сложносочиненные материалы для очистки улиц в Москве стали сравнительно недавно – вплоть до 2001 года основным методом борьбы с гололедом была техническая соль, потребление которой держалось на уровне 350 тыс. тонн в год, а в качестве дополнительной меры использовался песок. Затем в ход пошли различные хлориды, которые сейчас должна заменить комбинированная очистка. Прежде всего, на нее полностью переведут пешеходную зону, все остальные виды реагентов могут появляться лишь на проезжих частях. Рядом с детскими и спортивными площадками, больницами, школами, пищевыми предприятиями и природоохранными зонами использование химической чистки в принципе запрещено.

Впрочем, последствия для окружающей среды в любом случае неминуемы. Максимальное влияние любые реагенты традиционно оказывают на почву. Согласно данным ДЖКХиБ, наибольшей опасности подвергаются участки земли, расположенные в пределах пяти метров от автомобильных магистралей. В среднем же с 2009 по 2011 год содержание меди в городских землях увеличилось на 6%, цинка - на 22%, никеля - на 16%, свинца - на 34%, а мышьяка - на 15%. Но главная проблема Москвы – засоленная почва, где превышено содержание хлорида натрия. Экологи уверены: исправить ситуацию властям вряд ли удастся. «Единственный путь решения проблемы – полностью заменить грунт в городе», - отмечает директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков.

Довольно сильно химикаты влияют и на водную систему. Согласно официальным данным, ежегодно в период таяния снега в реках Москва, Сходня, Сетунь и Яуза специалисты выявляют повышенное содержание хлоридов. Сильнее всего страдает последняя – здесь культурно-бытовые нормативы по хлоридам и натрию превышены постоянно. Но в случае с Яузой мог сработать и эффект накопления – до начала 2000-х годов в реку сбрасывали большие объемы снега, содержащего техническую соль.

Согласно подсчетам исследовательского центра «Кожа и обувь», сильнее всего ботинки горожан портит хлорид магния – побывавшая в нем кожа чаще всего трескается и растягивается. В среднем износостойкость падает на 30-50%. Легче всего обувь переносит хлориды калия, кальция и карбамид, при постоянном контакте с ними предел прочности обуви почти не падает, а вероятность появления трещин составляет 20%. Для повышения стойкости кожи специалисты советуются пользоваться косметикой для обуви или касторовым маслом. Несколько дней назад глава департамента ЖКХ Андрей Цыбин заявил журналистам, что количество жалоб москвичей на испорченную реагентами обувь в этом году сократилось на 30% в сравнении в прошлом. Но оперативно уточнить на какие именно данные ориентируется чиновник, в самом ведомстве не смогли. Сходная проблема – лапы домашних животных. Для предотвращения контактов с реагентами собаководы часто используют обувь, специальные крема или же просто обходят засоленные тротуары стороной.

По мнению специалистов «Гринпис Россия», единственный безопасный вариант для Москвы – полный отказ от реагентов. По мнению Ивана Блокова использование химикатов можно прекратить за два-три года: городским властям придется чаще использовать гранитную и мраморную крошку, которая абсолютно безопасна для окружающей среды, и закупить новую технику для механизированной уборки. Специалист уверен: никаких принципиальных инноваций в подобном подходе нет, без реагентов уже давно обходятся в странах северной Европы. Острее всего в этом случае встанет проблема очистки автомагистралей. Согласно расчетам городских ведомств при нанесении на дороги песка и соли средняя скорость движения машин на льду увеличивается на 9-11 километров в час, на снегу – на 4-9. Полное плавление за счет мощных реагентов позволяет потоку двигаться по льду и снегу на 12-16 и 15-21 километров в час, соответственно.