В Конгресс США был внесен законопроект, который запрещает американским лицам заниматься трансакциями, финансировать или каким-либо иным образом иметь дело с российским суверенным долгом. Законопроект разработали демократ Хоакин Кастро и республиканец Майк Тернер.
Согласно документу, под санкции попадают долговые бумаги, выпущенные Минфином России, Центробанком и от имени Фонда национального благосостояния, которые имеют срок обращения больше 14 дней. Ограничительные меры также распространяются на облигации семи госбанков- Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк и ВЭБ. Вести операции с ними будет запрещено после вступления санкций в силу (спустя 180 дней с момента принятия закона).
Одобрил ли Минфин США законопроект?
Нет, не одобрил. 11 апреля глава Минфина США Стивен Мнучин заявил, что его ведомство не поддерживает распространение санкций США на госдолг России. По мнению Минфина, введение санкций может дестабилизировать рынки и распространиться за пределы России, оказав при этом негативное влияние на глобальные финансовые рынки и бизнес.
Еще в феврале министерство выдало доклад о возможных последствиях введения санкций. В тексте, в частности, говорится, что рынок госдолга РФ слишком велик и на нем слишком много иностранцев, чтобы такие санкции были точечными. По данным Центробанка России, иностранным инвесторам принадлежит 34% всех облигаций федерального займа на общую сумму 2,27 триллиона рублей. С начала 2016 года нерезиденты вложили в ОФЗ около 20 млрд долларов, купив на рынке больше триллиона рублей.
Как считают в Минфине, от введения санкций пострадают международные компании. Кроме этого, такой шаг будет нецелесообразен без поддержки со стороны ЕС, чьи инвесторы смогут и дальше покупать высокодоходный госдолг РФ.
Почему введение санкций против госдолга маловероятно?
«Минфин США заявил о нежелательности введения подобных санкций. Это вызвало бы нарастание рисков и высокой волатильности в глобальных финансах. Этого не будет, если не произойдет каких-либо непредвиденных событий в Сирии. Сегодня вложения России в госдолг США превысили $100 млрд, это, конечно, не слишком большие вложения с точки зрения объемов американского госдолга. Но разовое быстрое изъятие этой суммы может вызвать спусковой механизм, пойдет цепная реакция и возникнет риск колебаний с непредсказуемыми последствиями. Ведь часть резервов в американском годсдолге держат другие развивающиеся страны и неизвестна будет их реакция на подобные санкции. Это как история с рублем, когда идут такие разовые воздействия, рынок начинает болезненно на все это реагировать», — говорит Миркин.
Смотрите также:
- «Диалог с США все менее реален». Как Россия ответит на санкции Вашингтона? →
- «Это вызовет жёсткую реакцию Москвы». Чем опасны новые санкции против РФ? →
- Опять наказали. Пострадает ли экономика России от новых санкций? →