Украинский премьер Денис Шмыгаль пожаловался, что Россия полностью «выключила» Харьков. По его словам, если российская армия продолжит наносить ракетные удары по украинской энергетике, то будущая зима может стать для Незалежной самой тяжелой за все время конфликта.
На этом фоне заиграла новыми красками информация, что еще недавно Украина была готова заключить соглашение с Россией о взаимном прекращении обстрелов энергетической инфраструктуры, но потом резко дала заднюю и напала под Курском. Теперь Киев разгребает последствия своей самонадеянности и авантюризма.
Рано радоваться
Все или почти все ТЭЦ, которые обеспечивали Харьков электроэнергией, уничтожены. По официальной версии Шмыгаля, для того, чтобы зимой в городе был свет, планируют завозить специальные мобильные котельные мощностью в 1 МВт (для сравнения, средняя мощность ТЭЦ в 300-500 раз больше). При этом все харьковчане знают, что их дома отключали даже при более благоприятной ситуации, а электроэнергию направляли на заводы и цеха, обслуживающие военных.
Но удары по украинской энергетике действительно нанесены серьезные, и в случае морозной зимы проблемы будут во всем городе без исключения. Даже с учетом того, что из полуторамиллионного Харькова выехали более половины жителей и масса предприятий, а потребность в электроэнергии сократилась. Сейчас при том, что уже более половины генерирующих мощностей страны уничтожено — из 55 ГВт у них осталось не больше 20, — им все еще удается сводить концы с концами.
«Я бы не стал верить словам Шмыгаля, — объяснил ведущий научный сотрудник Института стран СНГ и кандидат экономических наук Александр Дудчак. — Во-первых, выстроенная еще в советское время энергосистема Украины имеет большой запас прочности. Во-вторых, украинский кабмин регулярно плачет, что у них уже наступила катастрофа. Это, с одной стороны, попытка сыграть на жалости и выпросить у европейцев еще помощи. А с другой — попытка ввести российскую армию в заблуждение: мол, вам здесь нечего искать, у нас все вдребезги. Разведка должна это проверить, а российские ВКС — сделать контрольный выстрел в голову. Эти бандерлоги не стесняются и бьют по Курской АЭС напрямую, пытаются наносить удары по хранилищам ядерных отходов. Нельзя больше терпеть и заниматься гуманизмом. В идеале Украине надо устроить полный блэкаут. А то сейчас у них опять графики отключения электроэнергии отменяют».
Тем более что украинский премьер также похвастался, что якобы целых 85% объектов украинской энергетики уже защищены от новых обстрелов со стороны России.
«Подобные заявления они делали и по поводу Трипольской ТЭС, самой мощной электростанции под Киевом. Сейчас от нее остались одни руины. Может, они защитили что-то от дронов. От крылатых ракет и тем более „Кинжалов“ — вряд ли», — подчеркнул Дудчак.
За что боролись, на то и напоролись
Секретарь Совбеза и экс-министр обороны Сергей Шойгу в последнем интервью рассказал, что незадолго до начала наступления ВСУ в Курской области Киев предлагал взаимное прекращение обстрелов энергетической инфраструктуры, в том числе ядерной. Предложение поступило через Турцию, и президент Владимир Путин выразил готовность пойти на эту сделку. Но потом Киев отозвал свое согласие и нанес удар под Курском.
«С Киевом в очередной раз почти договорились. Но режим Зеленского уже давно доказал, что его слова ничего не стоят. Они дали заднюю, напали на Курск и возобновили удары по российской энергетической инфраструктуре. В ответ получили. Украинцы должны знать, что грядущей зимой у них не будет света, воды и отопления из-за самодурства их власти. В случае серьезного блэкаута прекратят работать все коммунальные службы и городской транспорт. Перестанут работать магазины и кассы. То есть людям надо заранее идти снимать деньги со счетов — карты и банкоматы, возможно, тоже будут нефункциональны, и везде придется расплачиваться наличкой», — резюмировал Дудчак.