Защита от дураков. Почему ВМС США встревожены ледоколом «Иван Папанин»?

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин». © / Александр Гальперин / РИА Новости

Строящийся российский ледокол «Иван Папанин» стал новым источником раздражения для военно-морского ведомства США. Американские представители вновь обвиняют РФ в агрессивном поведении в Арктике.

   
   

«Россия агрессивно подходит к Арктике»

«Россия агрессивно подходит к Арктике. Они недавно презентовали новый ледокол „Иван Папанин“, который может нести крылатые ракеты „Калибр“. Я уже задавал этот вопрос несколько раз и задам снова: кто ставит ракеты на ледоколы? Некоторые страны ставят оборонительное вооружение на свои ледоколы, но „Калибр“ — никак не оборонительное оружие», — приводит РИА Новости слова командующего ВМС США в Европе и Африке адмирала Джеймса Фогго.

Также Фогго недоволен тем, что Россия создает в Арктике новые военные базы и разворачивает зенитно-ракетные комплексы С-400.

«Мы видим новую сферу конкуренции на море в Арктике, где нужны сильные флоты, чтобы защищать общие интересы и обеспечивать нормальный ход торговых потоков», — заявил американский адмирал.

Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов в беседе с РИА Новости прокомментировал слова Фогго: «Нам неизвестно об обвинениях, о которых идет речь. Возможно, имеются в виду высказывания американских военных в отношении ледокола „Иван Папанин“. Вместе с тем это не классический ледокол, а многофункциональный патрульный корабль, созданный для ВМФ России. То, что на военный корабль устанавливаются вооружения, вряд ли должно вызывать вопросы, тем более если это вооружение не противоречит международным договоренностям, участником которых является наша страна, как это имеет место в случае с ракетами морского базирования „Калибр“».

Как подчеркнул посол, возможность установки контейнеров с крылатыми ракетами «Калибр» и «Уран» предусматривается только в особый период. В таких условиях ледокольный флот усилит состав Северного флота, чтобы обеспечить прикрытие арктического побережья России и Северного морского пути.

Проект 23550

Многоцелевые патрульные корабли ледового класса проекта 23550 были разработаны в ЦМБК «Алмаз». Они сочетают в себе возможности ледокола, буксира и военного корабля сторожевого класса. Корабли проекта могут эксплуатироваться в любых зонах мореплавания — от тропических до арктических, — преодолевая лёд толщиной до 1,5 метра.

   
   

Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн. Длина наибольшая — 114 метров, ширина наибольшая — 20 метров, осадка наибольшая — 7 метров. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,5 метра, непрерывным ходом — до 1 метра. Экипаж составляют 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. На борту будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны на преследование нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажные действия, и вертолёт типа Ка-27 в ангаре. Также в составе корабля будет базироваться судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».

Боевое оснащение патрульных ледоколов включает одну 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176МА, две 30-мм АК-630М, 4 пулемета 12,7-мм «Корд», ПЗРК «Игла», «Верба». О ракетных установках контейнерного типа было сказано выше.

Российские корабли и американская доктрина

Первый корабль серии «Иван Папанин», названный в честь знаменитого полярника, начальника первой дрейфующей станции «Северный полюс» Ивана Дмитриевича Папанина, был заложен 19 апреля 2017 года на АО «Адмиралтейские верфи». 25 октября 2019 года «Иван Папанин» был спущен на воду. Ввод корабля в эксплуатацию намечен на ноябрь 2023 года. 27 ноября 2019 года на «Адмиралтейских верфях» был заложен второй корабль проекта «Николай Зубов».

Есди два первых судна строятся в интересах ВМФ России, то третий корабль, заложенный 25 июля 2020 года на Выборгском судостроительном заводе, войдет в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Он получил имя «Пурга».

Строительство многоцелевых патрульных кораблей ледового класса — это веление времени. Осенью 2019 года Министерство обороны США представило Конгрессу Арктическую доктрину, в которой подчеркивается, что Арктика «имеет прямое отношение к национальной безопасности США». В качестве цели заявляется «развертывание более смертоносной, устойчивой, гибкой боевой группировки, способной обеспечить конкурентное преимущество в этом ключевом регионе».

Соединенные Штаты стремятся к контролю над Северным морским путем. Если не удастся придать ему «международный статус», то есть вывести из-под контроля России, предполагается его заблокировать.

Чужого не надо, своего не отдадим

В условиях глобального потепления Северный морской путь начинает создавать прямую конкуренцию традиционным водным маршрутам, связывающим Европу и Азию. Среди явных плюсов — экономия на топливе, экономия времени, а также безопасности (полное отсутствие пиратской угрозы). Законодательством России Северный морской путь определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Соединенные Штаты очень беспокоят новые российские козыри. К тому же у россиян наибольший опыт судоходства в арктическом регионе, а также освоения арктической береговой линии. На сегодняшний день Россия обладает самым мощным ледокольным флотом и не собирается лишаться своих преимуществ.

Стоит заметить, что Россия ведет деятельность на собственной территории, которую будет защищать от любых посягательств тех, кто хочет установить новый порядок. И «Иван Папанин» нам в помощь.