«Вот впереди бульвар Ленина, а недалеко улицы Хо Ши Мина и Че Гевара», — водитель, который вез прилетевших вместе с главой МИД России Сергеем Лавровым в Анголу журналистов, говорил редко, но метко. Перечисление вождей пролетариатов будоражило сознание и одновременно с этим удручало.
«Мы вернулись в коммунизм?» — спросил я его. «Да нет. Здесь полностью капиталистическая система, но свое славное прошлое ангольцы не стали перечеркивать», — ответил водитель, который был явно доволен тем, что командирован в эту страну, полную сюрпризов.
Мятеж ортодоксальных коммунистов
Бывшая португальская колония получила независимость в 1975 году. За следующие 25 лет чего только не происходило в этом многострадальном государстве: и многолетняя гражданская война, и просоветское правительство, и мятеж ортодоксальных коммунистов-популистов, и восстания партизан-антикоммунистов.
В 1990 году под влиянием перестройки в СССР Ангола отказывается от коммунистической идеологии. Было объявлено о начале кардинальных демократических и рыночных реформ. Правда, до сих пор результат оставляет желать лучшего. И далеко за примерами ходить не надо. Столица страны Луанда — это очень символическая мешанина небоскребов и целых кварталов трущоб.
Должны быть чуть ли не поголовно богатыми
А ведь речь идет о достаточно богатой с точки зрения полезных ископаемых стране. Если очень коротко, то Ангола среди других африканских государств обладает одними из крупнейших запасов газа (находится на третьем месте после Нигерии и Мозамбика). По добыче нефти на Африканском континенте Ангола уступает лишь Нигерии. Кроме того, в этом государстве найдены крупные нефтяные месторождения — около 7 миллиардов баррелей. А еще у Анголы есть алмазы, а также железная руда, фосфаты, медь, золото, бокситы и уран.
Жители Анголы должны быть чуть ли не поголовно богатыми людьми. Но на деле все обстоит иначе. Правда, тут ангольцам явно подфартило. Грянул украинский кризис.
Буквально бегут в Африку
При чем тут Украина, спросят многие. Где Киев, а где Луанда? Оказывается, есть прямая связь. Как только Запад начал отворачиваться от российских энергоресурсов, европейцы принялись судорожно искать, чем их заменить. Нетрудно догадаться, что Ангола со своими нефтью и газом попала в европейский шорт-лист претендентов на звание новых «лучших друзей».
«Страны Запада сегодня буквально бегут в Африку, в том числе в Анголу, чтобы развивать экономическое сотрудничество с регионом. И мы, и они знаем, что многие полезные ископаемые находятся именно в Африке», — вполне доволен развитием событий посол Анголы в России Аугушту да Силва Кунья.
Сначала действуют, а потом думают
Однако «по-быстрому» у ЕС с Анголой явно не получится. Все просто. Для того чтобы эта африканская страна смогла заменить на еврорынке российские поставки газа, нужны очень дорогостоящая инфраструктура, огромные вложения и, главное, — время. А как раз его у Евросоюза (где в последнее время все чаще сначала действуют, а потом думают) нет. Газ и нефть европейцам нужны «вчера».
Правда, ангольский газ в любом случае будет дороже российского (с учетом транспортировки из другого полушария). Но об этих «мелочах» пусть думают головастые «фон дер Ляйены» с «Боррелями».
И все же забег представителей ЕС в сторону Анголы не стоит недооценивать. Ведь в Европе не перестают твердить, что нормализовывать отношения с Россией не собираются. А значит, нероссийские полезные ископаемые европейцам нужны не только вчера, но и завтра, в следующем году и через несколько лет тоже.
Как обычно, преступно долго запрягаем
А что россияне? Еще до начала СВО на Украине президент Анголы Жуан Лоуренсу специально пригласил российских предпринимателей инвестировать не в яхты и итальянские особняки, а в перспективные российско-ангольские проекты. При этом дипмиссия в Москве обещала всячески поддерживать такие начинания. Но ответная реакция, по оценкам Луанды, оказалась очень скромной. Настолько скромной, что в МИД Анголы даже не пытаются смягчить свои комментарии.
Работа над ошибками
Исправлять ситуацию в Луанду отправился Сергей Лавров. До этого в рамках своего очередного африканского турне российский министр побывал в ЮАР и Королевстве Эсватини. В обеих странах он давал понять, что Москва намерена не просто начать срочно исправлять свои африканские ошибки. В России рассчитывают резко ускориться и выйти на качественно новый уровень отношений с Африкой.
Просто если и в этом «забеге» россияне будут долго «запрягать» и отдадут в очередной раз пальму первенства европейцам, то, возможно, просто уже не будет новой возможности срочно все исправить. В Москве это, без сомнения, понимают, готовясь ко второму саммиту «Россия-Африка». Он запланирован на июль 2023 года в Петербурге.
Направление главного «удара»
В Анголе Лавров продолжил начатый в ЮАР и Эсватини разговор о том, что главные усилия сейчас необходимо направить на экономическую сферу, которая по своим показателям, признают в Москве, пока серьезно отстает от других направлений сотрудничества с африканскими странами.
В Луанде в среду Лавров провел встречи с президентом страны Жуан Лоуренсу, главой МИД Тете Антониу. Министр также принял участие в церемонии возложения венка к саркофагу первого президента страны Агостинью Нето и второго главы государства Жозе Эдуарду душ Сантуша.
Выполнив и «обязательную», и отчасти «произвольную» программу, Сергей Лавров заявил: «Мы с удовлетворением констатировали, что испытанные временем, историей дружеские отношения между нашими странами продолжают поступательно развиваться в соответствии с договоренностями президентов. Эти договоренности предусматривают наращивание нашего взаимодействия... Мы сегодня подробно обо всем этом поговорили. Главный результат — наша уверенность в необходимости придать приоритетное значение торгово-экономическому сотрудничеству».