Яхты, картины и конь. Какое имущество русских миллиардеров под санкциями?

Яхта Lady Anastasia вице-президента «Ростеха» Александра Михеева. Пальма-де-Майорка, Майорка, Балеарские острова, Испания. 15 марта 2022 года. © / www.globallookpress.com

Полиция Чехии расследует кражу племенного скакуна английской породы по кличке Зазу, который принадлежит главе Чечни Рамзану Кадырову. Кражу скакуна подтвердил сам Кадыров. Интересно, что жеребец находится под санкциями в числе прочего имущества Кадырова на территории Чехии. Оно было заморожено по решению чешских властей.

   
   

Российские чиновники и бизнесмены теряли не только деньги, яхты и дома, но и другое необычное имущество из-за санкций. Что интересного оказалось в санкционных списках, рассказывает aif.ru.

Скакун Зазу

Зазу — один из самых успешных чешских скакунов за последние годы. Он провел 36 забегов, выиграл девять из них. Пропажа такого коня — беспрецедентный случай для Чехии.

Стоимость скакуна, по данным чешских СМИ, — около 20 тыс. долларов. Однако эту цифру опроверг сам Рамзан Кадыров. «Попрошу не принижать ценность моего скакуна, — написал глава Чечни в своем Telegram. — СМИ, со слов властей, объявили его стоимость в $18000. Наверняка это искусственное занижение связано с какими-то финансовыми махинациями ответственных за его содержание и уход, только вот чистокровный Зазу стоит не менее $10 млн».

По словам Кадырова, Зазу — «первая жертва» санкций, направленных против главы Чечни еще в 2014 году. «Чистокровный скакун взял на себя этот первый гнусный удар со стороны демократического Запада», — написал он. Кадыров опасается, что Зазу может попасть в плохие руки, и пишет, что не верит в случайность произошедшего.

Картины Серова и Кончаловского

Сразу после начала СВО под угрозой изъятия оказались картины с выставки «Коллекция Морозова», которая проходила с 22 сентября по 3 апреля в арт-центре парижского Фонда Louis Vuitton. Большая часть картин принадлежали Эрмитажу, однако некоторые из них приехали на выставку из собраний частных коллекционеров.

В итоге все картины, принадлежавшие Эрмитажу, русским дипломатам удалось отбить. А вот произведения искусства, находившиеся в частной собственности российских олигархов, к владельцам так и не вернулись.

   
   

По информации французских СМИ, пострадали миллиардеры Вячеслав Кантор и Петр Авен. Задержаны были портрет Тимофея Морозова, написанный в 1891 году Валентином Серовым и принадлежащий частному Музею искусства авангарда (МАГМА) Вячеслава Кантора, а также «Автопортрет в сером» (1910) Петра Кончаловского из собрания Петра Авена. Обе работы задержаны во Франции в рамках мер по замораживанию активов российских предпринимателей.

Футбольный клуб «Челси»

В списке потерь Романа Абрамовича из-за санкций западных стран — виллы на Французской Ривьере, апартаменты в Париже, поместья на Карибском море. Кроме того, под санкции министерства торговли США попали два его самолета — Boeing 787 Dreamliner и Gulfstream G650. Им запрещено получать дозаправку, запчасти, техническое обслуживание и услуги по ремонту без специального разрешения властей США. Впрочем, самолеты для миллиардера небольшая потеря, учитывая, что он потом все равно вывозил в Великобританию на частном самолете обменянных британских наемников. Но общая стоимость замороженного имущества достигает $755 млн по оценке Forbes.

Пожалуй, самой болезненной потерей для Абрамовича стал футбольный клуб «Челси». Он приобрел его в 2003 году за 140 млн фунтов стерлингов, выиграл с ним две Лиги Чемпионов и пять Чемпионатов Англии. В 2022 году рыночная стоимость составляла уже $4,5 млрд. Абрамович явно не хотел продавать клуб, но был вынужден сделать это из-за давления британских властей. При этом британские власти объявили, что половина суммы пойдет на помощь Украине. В пресс-службе Абрамовича официально объявили, что он не получил денег за клуб и не имеет отношения к распределению средств, полученных после продажи «Челси».

Чуть было не утопленная яхта

Яхты российских бизнесменов и олигархов оказались под санкционным ударом практически сразу. Уже в конце февраля стало известно, что их могут изъять у российских владельцев, и многие сразу попытались перевезти свои роскошные плавучие дворцы из Европы в страны, где им ничего не угрожает (прежде всего в ОАЭ).

Однако сделать это успели не все. Яхта Lady M ценой $70 млн Алексея Мордашова была арестована в Италии, 156-метровая яхта Dilbar сестры Алишера Усманова и 115-метровая Luna Фархада Ахмедова — в Германии. В Испании арестовали яхту Tango Виктора Вексельберга стоимостью $120 млн.

Больше всего не повезло яхте Lady Anastasia вице-президента «Ростеха» Александра Михеева. Она стояла в марине Port Adriano на Мальорке, когда ее попытался потопить 55-летний украинский механик, работавший на яхте около 10 лет. По словам других членов экипажа, он открыл клапаны в машинном отделении и отсеке, где живет обслуживающий персонал. Он призвал всех эвакуироваться, сообщив, что берет ответственность на себя. Однако благодаря действиям экипажа яхту удалось спасти. Мужчину задержали. Он заявил, что решил потопить яхту из-за российской СВО. В тюрьму его сажать не стали, отпустив под залог.

Захваченные особняки

Естественно, под угрозой конфискации оказалось и многочисленное недвижимое имущество российских миллиардеров. Атлон-хаус Михаила Фридмана в Лондоне (aif.ru подробно писал об этом доме), особняк в Биарицце Кирилла Шаманова, два отеля жены Геннадия Тимченко на Лазурном берегу и во французских Альпах и множество других поместий, особняков и дворцов оказались под угрозой в западных странах.

Причем некоторым домам угрожают не власти, а граждане западных стран или украинские активисты. В Нидерландах сквоттеры (так называют людей, которые незаконно занимают чье-либо жилье и проживают в нем) заняли дом Аркадия Воложа. Местный суд отказался их выселять, несмотря на жалобу Воложа, поскольку сам миллиардер все равно не может там жить и сдавать его в аренду из-за санкций. А раз так, то нет смысла и выгонять из дома людей, решил голландский судья.

А в Лондоне похожая история случилась с особняком на площади Белгрейв, который ассоциируют с российским миллиардером Олегом Дерипаской. Его заняли проукраинские активисты, которые потребовали использовать дом для размещения беженцев с Украины. Однако британская полиция оказалась не такой терпимой, как нидерландская. Почти две сотни полицейских при поддержке вертолета провели операцию, в результате которой дом был очищен от активистов.