«Мы живём в мире, где никто, кроме нас, не собирается соблюдать договорённости», — уверен Олег Царёв. Экс-депутат Верховной Рады нескольких созывов, бывший кандидат в президенты Украины, переживший покушение, в разговоре с aif.ru на фоне переговоров по Украине напомнил, когда начался конфликт и кто заинтересован в его продолжении.
Если хорошо вспоминать, то война началась в 2014 году после визита в Киев директора ЦРУ Джона Бреннана.
Деньги Запада
Евгений Маслов, aif.ru: Олег Анатольевич, всё началось в феврале, но не в 2022 году?
Олег Царёв: Война началась 12 лет назад на Майдане. Я, кстати, тогда приезжал прямо оттуда на эфир ток-шоу в России и говорил, что эти события во многом про Россию, а не про Украину. Предупреждал, что последствия будут и гражданская война придёт и в Россию. Тогда со мной в студии спорили, что это внутриукраинский конфликт. К сожалению, теперь уже все видят, что Западу Украина нужна не сама по себе, а как средство против России.
— И 12 лет назад, и сегодня коллективный Запад выступает единым фронтом?
— Мы видели, как в США менялась власть и менялись подходы. По крайней мере, в последний год. Но в тот момент, да, Запад выступал единым строем: и Европа, и Штаты.
— Сегодня они открыто финансируют Киев. И тогда деньги давали?
— Финансирование, и достаточно активное, было из-за рубежа. В то время была реформа доллара — выпустили новые, с полосочкой. А тут надо понимать, что покупка валюты всегда происходит с разрешения Нацбанка. Государство знает, сколько новых долларов может быть в стране. И мы обнаружили на Украине большое количество новых долларов, притом что официально купюры не покупались.
Что тогда, что сейчас — Киеву вообще всё равно, что там будет с Донбассом. Коренной вопрос — продолжать войну или нет.
Всем известно, что дипломатическую почту вскрывать нельзя. При этом все страны всегда её взвешивают. И вес о многом говорит. Когда на Украине был Майдан, американская диппочта стала весить в сотни раз больше. Я послал своих помощников, и они засняли момент разгрузки. К самолёту подъехал сначала автомобиль представительского класса с флагами США. Открыли багажник, туда положили пакеты, очень похожие на обычную дипломатическую почту. И тут же подъехала инкассаторская машина: туда грузили опечатанные мешки. Это видео я тогда отдал Евгению Попову, и его показывали по ТВ.
Ну и примерно тогда же помощник госсекретаря США Виктория Нуланд проговорилась, что они вложили миллиарды долларов в Майдан.
Всё равно обманут
— Правда, что и наёмников уже тогда завозили?
— До Нового года они применяли технологию ненасильственного захвата власти. Как она работает? Выходят протестующие, их жёстко разгоняют силовики, общество возмущается, выходит ещё больше протестующих и сносит эту власть. Но Янукович настолько был безвольный, что никого толком не разгонял: стояли 19-летние пацаны-срочники из внутренних войск, их жгли, били, калечили, а они никаким образом не давали сдачи. Команды не было. И технология не сработала. Поэтому в январе-феврале 2014-го решили переходить к насильственному захвату власти. На Украину приехал Аудрюс Буткявичюс. Почитайте о нём — участвовал в событиях в Риге, когда стреляли в участников с обеих сторон протеста, в грузинской «революции роз». А в Киеве он встретился с послом США и с Аваковым, который позже стал главой МВД. Следом за Буткявичюсом поехали в страну снайперы, в том числе из Грузии, из других стран.
— 21 февраля, когда Янукович подписывал договор с оппозицией, гарантами были главы МИД Польши, Германии и представитель МИД Франции. Обманули тут же. Зачем, ведь он пошёл на все требования, и можно было взять власть на выборах?
— Мы живём в мире, где никто, кроме нас, не собирается соблюдать договорённости. Мы всё время пытаемся договориться, написать какую-то чёткую бумагу с правилами и думаем, что чем тщательнее мы её выпишем, тем больше гарантий. Но Запад соблюдает договорённости исключительно до тех пор, пока ему выгодно. Зачем в 2014-м было ждать несколько месяцев, если они сразу могли получить всё, что хотели?
— А кровавая бойня в Донбассе — это тоже часть их плана?
— Если хорошо вспоминать, то война началась в 2014 году после визита в Киев директора ЦРУ Джона Бреннана. В нем не было никакого смысла. Я тогда, как кандидат в президенты, специально приехал в Киев. Кстати, там меня чуть не убили: тащили на Майдан, раздели буквально догола. Я ехал предупредить, что страну ожидает гражданская война. С моими доверенными лицами были все лидеры протеста — донецкие, луганские. Они были готовы освободить захваченные здания, но надо было обсудить два вопроса: амнистия для «беркутовцев» и федерализация страны. То есть чтобы каждый регион самостоятельно решал вопросы языка, истории, культуры. Ну, как видите, не послушались...
— Был ещё один шанс остановить это. В 2019-м на парижском саммите, когда была единственная встреча Владимира Путина и Зеленского, который вдруг сорвал все договорённости.
— Да, он себя вёл из ряда вон. Напомню, что Зеленского на выборах поддерживали как противовес Порошенко* — обещал закончить войну, решить вопрос с русским языком и т. п. Это устраивало восток Украины, да что там — и всю страну. Это устраивало и Россию. Ему помогали после победы на выборах наладить жизнь на Украине. Но потом были встречи Зеленского с представителями Великобритании, замена главы его администрации и резкий поворот курса. Он стал ещё большим сторонником войны, чем Порошенко.
— А сегодня он же требует, чтобы на переговорах по Украине обсуждали не вывод ВСУ из Донбасса, а просто разведение войск.
— Что тогда, что сейчас — Киеву вообще всё равно, что там будет с Донбассом. Коренной вопрос — продолжать войну или нет. Зеленский не готов прекращать. А всё остальное — просто повод сорвать переговоры. Европа в этом активно участвует. Это вопрос личного выживания европейских чиновников. Если война закончится на условиях России, Европе придётся отвечать. За потраченные деньги, за потраченные усилия. Для их политиков это конец.
И ещё один принципиальнейший вопрос для европейцев. Когда Трамп говорит, что США бесплатно защищают Европу, это действительно так. Но едва на Украине всё закончится, он повесит оборону Европы на них. Даже если подсчитать только его требования об отчислении 5% ВВП стран Европы в НАТО, это чудовищные деньги. Примерно триллион шестьсот в год. Им в десятки раз выгоднее финансировать сейчас Киев. Пока идёт война, Трамп не может бросить Украину и, соответственно, ЕС. Он увяз. Пока конфликт не закончится, Трамп не сможет приступить к выполнению той стратегии, которая была недавно опубликована по концепции доктрины Монро, — сосредоточиться внутри США.
Для Зеленского, для Запада — это всё вопрос личного выживания и денег. Поэтому та сторона не хочет мира и не скрывает этого.
* Внесён Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов