Военный эксперт: «Дейр-эз-Зор освободят быстрее Мосула»

Бойцы Республиканской гвардии Сирии на передовых позициях на окраине Дейр-эз-Зора. © / Михаил Воскресенский / РИА Новости

Александр Колесниченко, АиФ.ru: Как вы оцениваете успехи сирийской армии?

   
   

Виктор Мураховский: Размах и темп операции по разгрому оставшихся в центральной Сирии бандформирований в последние 2-3 месяца заметно выросли. Проведены успешные операции на рассечение и уничтожение основной группировки на границе провинций Хомс и Ракка. Впервые в истории сирийского конфликта проведена операция с использованием тактического воздушного десанта. Причём боевые действия этого десанта в основном велись в ночное время: это уже высокие формы военного искусства, хорошее тактическое мастерство организаторов и исполнителей этой операции. Недавно разгромлена крупная наиболее сильная и имевшая тяжёлую технику группировка ИГ (организация запрещена в РФ) в долине реки Евфрат, на дальних подступах к блокированному городу Дейр-эз-Зору. Сейчас успешное наступление сирийских правительственных сил на Дейр-эз-Зор развивается по двум сходящимся направлениям: с северо-запада, вдоль долины реки Евфрат, и от Пальмиры, вдоль трассы на Дейр-эз-Зор. Исход деблокирования города будет зависеть от успеха борьбы на подступах к нему, захвата командных высот, установления контроля над основными коммуникациями.

— За счёт чего сегодня получается теснить экстремистов, какова в этом роль появления зон деэскалации, перемирия с отрядами умеренной оппозиции?

— Прежде всего, сирийцы получили большой опыт, с помощью российских советников и поставок вооружения серьёзно увеличили боевые возможности, особенно своих ударных группировок. Таких — хорошо подготовленных и оснащённых вооружениями и техникой — не так много, как хотелось бы: дивизия республиканской гвардии, 4 танковая дивизия, Соколы пустыни и др. Однако в результате создания зон деэскалации они освобождены от выполнения несвойственных армии задач, имеют возможность сосредоточить силы и средства на ключевых участках, направлениях основных усилий, добиваются успехов в короткие сроки. В отдельные дни темп наступления — 30-40 км в сутки. Это одно из высших достижений сирийской армии за всю войну.

Однако эти успехи были бы невозможны без мощной поддержки российских воздушно-космических сил, сил специальных операций и советников, которые проявляют высокое мастерство не только при руководстве операциями, но и при обучении сирийских правительственных сил.

— В воскресенье началось перемирие с отрядами ИГ, контролирующими анклав на границе Сирии и Ливана. Сообщалось, что боевикам позволят выйти в восточные районы Сирии. Это тактическая уступка, чтобы взять под контроль территории и избавиться от анклава в тылу, или сигнал о том, что где-то на востоке страны будут зоны, на которые все махнут рукой?

— Достижение договорённостей о перемирии, обмен пленными и т. д. — это всегда процесс сложный и многогранный. Главная задача — сохранение жизни мирных жителей. Напомню историю восточного Алеппо: часть группировок согласилась прекратить сопротивление и выйти в провинцию Идлиб. Точно так же получилось в провинциях Хомс и Хама. Но на восток страны выходить уже некуда, там негде закрепиться, эта территория будет однозначно зачищена от боевиков ИГ и других группировок.

   
   

— Как дальше будут развиваться события в Сирии?

— По срокам пока ничего конкретного сказать нельзя, поскольку сложно судить о соотношении сил и средств, запасе боеприпасов у группировок и прочих важных параметрах. Тем не менее понятно, что деблокирование Дейр-эз-Зора состоится в ближайшее время. Это не будет повторением штурма иракского Мосула, который продолжался 9 месяцев. Здесь речь идёт о нескольких неделях. После того как будет подавлено организованное сопротивление в долине реки Евфрат, гражданскую войну в Сирии по большому счёту можно будет считать законченной.

Однако дальше ситуацию нужно разбирать применительно к разным регионам. Группировки радикального толка останутся в провинции Идлиб. Но это уже достаточно небольшой регион. Очередь до него обязательно дойдёт. Но там есть возможность сделать то, что до сих пор не удавалось представителям западной коалиции: отделить умеренных от радикалов.

— Для скорейшего прекращения конфликта кого-то из экстремистов могут перевести в статус «умеренные»?

— Хорошо ситуацию там знают турки. По ходу конфликта они достаточно круто меняли отношение к некоторым группировкам: кого-то лишали поддержки, а кого-то «прижучили» на границе силами огневого поражения. На переговорах с различными группировками присутствуют и наши специалисты Центра по примирению, которые занимаются каждым конкретным случаем. И в каждом таком случае есть свои особенности. Общий подход там применяется только в сохранении жизней мирных жителей и прекращении огня.